Говорят, что дни рождения очень полезны для здоровья: чем их больше, тем дольше живешь. Наверное, то же самое и с судебным процессом: чем дольше судебный процесс, тем меньше надо сидеть в тюрьме. 16 февраля 2019 года – тот день, когда можно есть «праздничный» торт с десятью свечками и надписью: «Суду над Лембергсом – 10». Маринованные овощи и «маринованные» на протяжении десяти лет судебные заседания пока надо оставить там, где они есть – в банках или в Рижском окружном суде, ведь сейчас заседания Айварса Лембергса назначены и на 2020 год.
СМИ за это время собирали разную статистику про эти заседания. Например, BNN узнал от Рижского окружного суда, что в прошлом году на период с 17 января по 5 июня было запланировано 71 заседание. Из них состоялось 32, а 39 были отменены по разным причинам, то есть на 7 больше, чем состоялось. А за все эти десять лет было назначено 1 176 судебных заседаний, из которых состоялось 563 – чуть больше половины, выяснил журнал Ir.
Причины – самые разные: болезнь, нетрудоспособность судей, просьбы адвокатов в связи с другими заседаниями и участием в конференциях. А еще заседания временами начинаются в 11.00 и заканчиваются в районе 15.30. Минимум два раза они заканчивались в час с небольшим. Кстати, Рижский окружной суд решил, что заседания должны проходить четыре раза в неделю: с понедельника по четверг с 10.00 до 16.00.
Один из прокуроров, Янис Илстерис, на одном из перерывов в разговоре об объеме оставшегося текста прений и паузах сказал, что «у нас тут эти десять минут, и взяли десять минут».
BNN, посетив несколько заседаний, заметил, что как только прокурор начинает читать текст прений, то начинают задавать все «важные» вопросы: «Извините, а во сколько сегодня обед?» А еще Айварс Лембергс просил «говорить чуть помедленнее, а то те, кто слушает, не могут воспринимать текст». Лембергс же понимает: у каждого своя дикция.
Этот «цирк» длится уже десять лет.
Прокуратура обвиняет Лембергса в получении взяток в особо крупных размерах, в легализации преступно нажитых финансовых средств и другого имущества, в служебном подлоге, в участии в имущественных сделках, которые ему запрещены в связи со служебным положением, а также в злоупотреблении служебным положением и других преступлениях.
Все трое обвиняемых – Айварс Лембергс, Анрийс Лембергс и Ансис Сормулис – сказали, что не понимают и не признают выдвинутых обвинений.
На вопрос журнала Ir «Нормально ли, что в первой инстанции дело рассматривается десять лет?» судья Борис Гейман ответил: «Знаете, дело очень необычное, скажем так. Вы ведь… видите, как долго зачитывают прения». А на вопрос «Можно ли было делать что-то иначе, чтобы быстрее был справедливый результат?» Гейман ответил: «Я не знаю. У нас не получилось. У нас идет так, как идет».
Автор текста на латышском языке — Элизабете Межуле