Информация подготовлена порталом ventspilnieks.lv.
Министерство транспорта Латвии уже на следующей неделе планирует подать на рассмотрение правительства «План портовой реформы», однако премьер-министр Кришьянис Кариньш уже успел заявить, что Латвии транзит не нужен и что это устаревшее мышление, из-за которого страна отстала в развитии. Такая публично заявленная позиция премьера грозит загнать отрасль в такой глубокий кризис, из которого на может не оправиться. Для Латвии это будет означать тысячи потерянных рабочих мест, очередную волну эмиграции и налоговые убытки госбюджета, измеряемые миллионами.
Во время ежегодного отчета премьер-министра и министров перед Сеймом Кариньш заявил, что желание развивать транзит — «устаревшее мышление, длительное время сдерживавшее развитие страны». Премьер назвал «устаревшим» мнение о том, «что транзит — мост между Востоком и Западом — нас спасет», и что «транзитное мышление — покупать, продавать, везти, – что мы от этого станем богаче… Мы поэтому и не стали богаче».
Это весьма опасная риторика, поскольку за границей, где уже знают об этих высказываниях, на Кришьяниса Кариньша смотрят не как на простого популиста, а как на главу развитого европейского государства.
Подобными заявлениями Кариньш дает иностранным инвесторам и партнерам по сотрудничеству в сфере портового бизнеса ясный сигнал о том, что Латвия больше не позиционирует себя как транзитное государство, то есть предпринимателям пора подумать о поиске путей для транзита своих грузов через порты соседних государств. Это может нанести экономике огромные убытки — вспомним, что транзит касается не только портов и связанных с ним работников, с портами связаны и другие виды предпринимательской деятельности. Пока в портах ведется работа, работа есть и у заведений общественного питания в портовых городах, у поставщиков различных услуг, у владельцев магазинов и прочих коммерсантов. Своими заявлениями Кариньш ставит под удар и этих людей.
Через Латвию проходят самые разные грузы — нефтепродукты, каменный уголь, минералы, минеральные удобрения и прочее. Кариньш считает, что объем грузов, проходящий через порты, делает богатыми лишь отдельных индивидов, а не все страну в целом. В качестве «прививки» он предлагает «умную реиндустриализацию», что. По мнению Кариньша, будто по волшебству создаст и рабочие места, и зарплаты. Однако на вопрос о том, что же обеспечит рабочие места работникам транзитной отрасли, если не будет грузов для перевозки через наши порты, премьер не ответил.
Кариньш либо по только ему известным соображениям не хочет видеть тот факт, что транзит — вторая крупнейшая отрасль экономики в Латвии сразу за лесной промышленностью и деревообработкой, либо уничтожение транзита нужно ему по каким-то иным причинам.
Главе правительства не простительно не знать, что
в целом в отрасли еще сравнительно недавно работали 80 000 человек, и что именно транзит и порты своей работой ежегодно приносили экономике Латвии доход в размере более одного миллиарда евро.
Агитируя за «умную реиндустриализацию» вместо транзитной отрасли, Кариньш не отвечает на вопрос о том, кто после уничтожения транзитной отрасли даст работу десяткам тысяч человек — работникам портов, грузчикам, операторам, управляющим техникой, работникам железной дороги и всем остальным, кто сегодня еще обслуживает транзитные грузы. Глава правительства (!) так и не смог понять, что подобное действие неизбежно приведет к росту подвергающегося риску безработицы жителей Латвии, а вместо налоговых поступлений в госбюджет из этого самого бюджета государству придется выплачивать пособия по безработице.
Об отношении премьер-министра к этой все еще жизненно важной отрасли народного хозяйства Латвии свидетельствует и то, что с лета прошлого года ни разу не было созвано заседание Латвийского совет портов, транзита и логистики, председателем которого является сам Кариньш. В Латвии до сих пор действует разработанная на период с 2014 по 2020 годы «Программа развития латвийских портов», новая программа так и не была разработана. По сути Кариньш демонстрирует полное непонимание транзитной отрасли, ее связи с инфраструктурами железной дороги и крупных латвийских портов, а также прибыли, которую отрасль дает экономике Латвии.
На этом фоне дальнейшее продвижение реформы портов в правительстве выглядит напрасной потерей времени. О какой реформе, о каком развитии может идти речь, если премьер уже заявил: Латвии транзит не нужен. Какую отрасль экономики премьер намерен следующей стереть с карты Латвии? Все-таки наряду с «транзитным мышлением» есть еще, например «лесное мышление» или «мышление возобновляемой энергии».
В правительственной декларации Артурса Кришьяниса Кариньша среди приоритетов работы правительства среди прочего упоминается также «повышение конкурентоспособности, продуктивности экономики и повышение объема инвестиций, а также улучшение демографической ситуации». Пока мы видим, что в транзитной отрасли происходит целенаправленный подрыв конкурентоспособности экономики, о повышении продуктивности и объема инвестиций не может быть и речи, поскольку инвесторы в столь неопределенных условиях не инвестируют в порты ни цента, а вместо улучшения демографической ситуации люди, у которых еще пока есть работа в компаниях транзитной сферы, будут вынуждены отправиться на заработки в другие страны.
Если такова цель правительства, тогда премьер своей позицией по отношению к транзиту и своими высказываниями, облетевшими весь мир, добьется того, что инвесторы не пойдут в латвийские порты, владельцы грузов перенаправят их через другие страны, а множество жителей Латвии останутся без работы.