Хотя в период кризиса налоговая политика пережила ряд изменений, в будущем политический партии обязуются обеспечить ее стабильность.
Представители пяти партий, которые стремятся попасть в 11 Сейм, обещают, что со временем налоговое бремя будет переложено с рабочей силы на капитал, но даже в будущем году ситуация еще не изменится.
Партии, участвовавшие в дискуссии, организованной Nozare.lv (VL-TB/LNNK, ПРЗ, Единство, СЗК, Центр согласия), признали, что надо приложить серьезные усилия, чтобы улучшить налоговые сборы, борясь с теневой экономикой, что могло бы пополнить казну страны. Видение ряда налогов разные партии видят по-своему, но их всех объединяет мысль о необходимых улучшениях в системе налога о недвижимости, который, в первую очередь, необходимо привести в порядок, начиная с пересмотра кадастровой стоимости.
Представитель Visu Latvijai!-Tēvzemei un Brīvībai/LNNK (VL-TB/LNNK) Эйнарс Цилинскис признал, что VL-TB/LNNK не считают себя самыми умными, поэтому партия работает по принципу открытой программы и объединение готово дискутировать и рассматривать предложения по улучшению налоговой политики.
В сфере подоходного налога с населения (ПНН) VL-TB/LNNK видят возможность добиться большей прогрессивности, где, достигнув определенного уровня зарплат, могла бы применяться дополнительная ставка, например, 5% за определенный достигнутый уровень. Но конкретную сумму, на которую могла бы применяться такая дополнительная ставка, Цилинсксис не назвал.
Также, по мнению VL-TB/LNNK, надо увеличить послабления для иждивенцев и со 150 до 300 латов повысить оправданные расходы за услуги.
В области налога на недвижимость (НН) нацобъединение хотело бы видеть дополнительную ставку, при меняемую к очень дорогим, неиспользуемым и не прибранным объектам недвижимости, а налоговые послабления можно было бы дать тем домам, которые потребляют мало электроэнергии. При этом Цилинскис заметил, что не стоит строить огромные иллюзии по поводу того, что реформы в налоге на недвижимость принесут огромные доходы, что позволит сразу снизить другие налоги.
В сфере подоходного налога с предприятий (ПНП) VL-TB/LNNK предлагает дать 100% скидку на реинвестированную прибыль, но обещает осуществить и ряд мер, которые ограничили бы утечку средств таких компаний. Например, можно было бы запретить выдавать кредиты резидентам стран с низкими налогами. Также ограничения выдачи кредитов могли бы касаться членов правления предприятий и руководителей, если уровень зарплат работников ниже 500 латов.
VL-TB/LNNK также предлагает повысить налоговое бремя для банков, а именно, ввести трансакционный налог и увеличить пошлину финансовой стабильности.
Довольно ясное видение налоговой политики есть у Партии реформ Затлерса (ПРЗ), представитель которой Вячеслав Домбровский признал, что цель ПРЗ практически не отличается от других партий – все говорят, что надо уменьшить налоговое бремя, а ПРЗ знает, как это сделать.
Предложенная ПРЗ налоговая политика основана на мнении, что за три года вполне реально существенно снизить теневую экономику, которая оценивается от 18 до 40%. В сфере взимания налогов у ПРЗ много идей, главная из которых заключается в подходе отраслевого аудита. Это означает, что аудит будет проводиться не в отдельных предприятиях, а в одной конкретной отрасли и во всех ее предприятиях сразу.
Однако Домбровский считает, что одного кнута недостаточно, нужен и пряник. «Теневую экономику в большей степени создает огромный налоговый груз на рабочую силу, его необходимо уменьшить. Было бы безответственно говорить, что в следующем году мы, например, уменьшим социальный налог на 9%. Поэтому, чтобы нейтрализовать фискальное влияние, предлагаем сократить налоговое бремя на шесть процентных пунктов от брутто-зарплаты, если доходы от налогов будут выше нормы. А именно, если мы увидим, что доходы от налогов в 2013 году будут превышать норму, в 2014 году налоговое бремя будет соответственно снижено», – пояснил Домбровский.
Он считает, что такой подход создаст первый импульс, чтобы люди и предприниматели поверили бы, что налоговое бремя действительно снижено. ПРЗ обещает переложить налоговое бремя с рабочей силы на другие налоги, например, на пониженные ставки НН и на налог на добавленную стоимость (НДС), которые сейчас очень неэффективно используются для решения социальных проблем. «Пенсионерам и жителям с низкими доходами надо помочь, но сегодня меньше платят даже те жители, чьи доходы довольно высокие», – сказал кандидат в министры финансов от ПРЗ.
Он пояснил, что ПРЗ не сможет осуществить существенные изменения в налоговой политике уже в следующем году, поскольку все предложения требуют подсчета фискального эффекта и анализа подводных камней.
Представители других партий не согласились с предложением ПРЗ отменить пониженные ставки НДС. Лишь Цилинскис допустил, что этот вопрос можно было бы обсудить.
Дзинтарс Затис из Единства считает, что пониженные ставки НДС должны остаться, и он готов говорить о еще одном сегменте, к которому можно было бы применить такие ставки. Например, это могут быть продовольственные товары первой необходимости. «Почему? Существует очень мало механизмов, с помощью которых можно было бы помочь местным предпринимателям. Поляки очень четко применяют их по отношению к сельскохозяйственной продукции. Сниженный НДС в будущем надо использовать для косвенной поддержки предпринимателей», – пояснил Затис. Единство также считает, что налоговое бремя с рабочей силы надо переложить на другие налоговые секторы. Однако, как и в каком процентом соотношении, он сказать не смог.
По мнению Единства, самоуправления должны иметь большую компетенцию относительно НН. К тому же, кадастровая стоимость вовсе не отражает действительную стоимость имущества, поэтому ее определение необходимо пересмотреть.
Затис отметил, что важны не только налоговые ставки, но и эффективность взимания налогов. В мире популярна практика минимальных зарплат в разных отраслях. В Скандинавии, в Швеции была практика, когда средства от госзаказов, относящиеся к налогам на зарплаты, перечисляли не предпринимателям, а сразу же обратно в госбюджет. Как еще один важный элемент Единство рассматривает амнистию долгов по налогам, «не все случаи неуплаты налогов должны измеряться одной линейкой». Затис считает, что эффективным приемом могло бы стать бесплатное предоставление государственных услуг только тем, кто платит налоги.
В то же время он признает, что налоговая политика и изменения в ней не будут приоритетом бюджета 2012 года.
Дана Рейзниеце-Озола из Союза зеленых и крестьян (СЗК) присоединилась к высказываниям коллег о перекладывании налогового бремени с рабочей силы на капитал. Но все еще остаются отрасли, в которых налог можно поднять, чтобы пополнить доходы госбюджета. Это относится, например, к азартным играм.
СЗК допускает и увеличение ПНП, поскольку он в Латвии ниже, чем в соседних странах. Но это должно осуществляться в комплекте с реинвестированной прибылью, которая не должна облагаться налогами. «Так мы можем поддержать предприятия, направленные на развитие», – сказала Рейзниеце-Озола, не уточнив, однако, до какого уровня может вырасти ПНП. «Надо смотреть, чтобы мы не потеряли конкурентоспособность с соседними странами. Но это не является вопросом завтрашнего дня, поскольку сейчас главное – это налоговая стабильность», – отметила она, напомнив, что, говоря о сокращении какого-либо вида налогов, должен быть и компенсирующий механизм.
Представитель Центра согласия Иварс Зариньш акцентировал внимание на том, что главным принципом должна быть именно стабильность налоговой политики, поскольку в противном случае не только иностранные, но и местные предприниматели не захотят работать в Латвии. «Налоговая политика – это не просто способ пополнения кошелька, но и способ развития. Это одна из причин, почему мы возражаем против введения евро. Сейчас, говоря о налогах, нам надо быть реалистами: перед нами положат готовый бюджет 2012 года. Все что мы сможем добиться, это облегчения от реинвестированной прибыли», – считает Зариньш.