В то время, когда соседние порты продолжают стремительный рост, порты Латвии переживают минимальный рост оборота грузов или даже падение.
Опрошенные бизнес-порталом BNN эксперты придерживаются одного мнения о том, что развития в портах нет по причине отношения ответственных служб: в соседних странах подумали о том, как предпринимателям помочь решить вопросы согласования и разрешить реализацию проектов модернизации. В свою очередь, в Латвии все по-другому — очень часто можно наблюдать, как ищутся формальные причины для того, чтобы мешать бизнесу. «Наверно, это у нас такая национальная особенность или беда», — указал член правления работающего в Лиепайском порту предприятия Astramar Liepāja Виестурс Андерсонс. «К сожалению, такая ситуация реальна. Мы сейчас переживаем наследие советского времени. Выдавливаем последнее, что осталось. Сколько мы еще так продержимся? Думаю, что год-два максимум», — скептично настроен директор Департамента стратегического планирования и управления проектов Рижского порта Владимир Макаров.
Неудачный год
BNN уже сообщал, что прошедший год не был самим удачным для портов Латвии, достигнут только минимальный рост оборота грузов или даже спад оборота. В то же время, в портах соседних стран наблюдается стремительный рост оборота грузов. Порт Таллина оправился от скандала бронзового солдата и за последние годы получил позиции лидера среди стран Балтии. И в этом году порт Таллина повысил оборот грузов на 16% — до 36,6 млн тонн. Амбициозные планы не скрывает также и порт Клайпеды, увеличивший оборот на 12,2% или 31,27 млн тонн. Порт уже сейчас развивает несколько проектов новых терминалов — например, проект терминала жидкого газа. Развитие продолжают также и порты России, у которых большие планы на будущее.
Нет новых проектов
В. Макаров напомнил, что за последние два года не реализовал ни один большой и амбициозный проект терминалов — все начатые проекты задерживаются из-за активности общественных организаций, а также из-за недостаточной поддержки государства. «Посмотрим, например, на проект Уралхим. Мы об этом проекте говорим уже два года — большой, потенциально амбициозный проект, который порту и государству может принести миллионы. В течение двух лет он продвинулся всего лишь на столько, что на март назначено общественное обсуждение. Это не нормально, и если так продолжится и дальше, в Латвии больше не будет серьезно восприниматься транзитный бизнес», — пояснил В. Макаров.
Он отметил, что в портах Таллина и Клайпеды общественные организации и управление порта работают рука об руку, с целью найти новые решения. «Там люди работают не для того, чтобы остановить развитие проекта, а для того, чтобы найти решение и проект был поддержан… какие условия необходимо выполнить. И это большая разница», — указал В. Макаров.
Безответственность служб
Примером безответственности в защите интересов портов является недавний случай с грузами мазута в терминале АО Ventbunkers, который является одним из самых больших терминалов по перевалу грузов в Латвии. Из-за поступка компании Litasco, дочернего предприятия российского гиганта Lukoil, АО Ventbunkers не могло перевалить уже заказанный груз, потому что Litasco отказалась его принимать. В результате чего существенно уменьшился экспорт мазута через территорию Латвии, терминал Ventbunkers переполнен и перевалка новых грузов невозможна. Вместо того, чтобы разрешить эти важные вопросы, государство просто смотрит со стороны и ни Министерство финансов, ни другие ответственные службы, не хотят продвигать вопрос. Предприятия Латвии являются заложниками ситуации.
Проблема также и в непрофессионализме должностных лиц. «В Латвии многие высокие должности занимают непрофессионалы. Это существенно уменьшает возможности развития отрасли, потому что необходима поддержка государства в борьбе конкуренции. Наши бюрократы нередко слишком мало разбираются в этих вопросах», — указывает Андерсонс. Как пример он назвал Латвийскую Железную дорогу, где высокие должности занимают «политические ставленники, незнающие ни отрасли, ни тарифов, ни конкурентов».
Для того, чтобы ситуация в борьбе конкуренции изменилась, должно измениться отношению ответственных служб и государственных учреждений к предпринимательству, считают все опрошенные эксперты.