Жители Вентспилса взволнованы. Больше недели по городу ходят самые невероятные слухи об аварии на предприятии «Ventamonjak». Но и мэр Айвар Лембергс, и его многочисленные заместители молчат, как партизаны на допросе. Ситуацию прояснял корреспондент BNN.
В ночь с 30 на 31 октября «Ventamonjak» при перегрузке на судно допустил утечку нитрилакриловой кислоты (НАК), чрезвычайно опасного химического продукта. НАК легко воспламеняется от малейшей искры, в открытом виде выделяет пары, которые, взаимодействуя с воздухом, образуют взрывоопасные смеси. При горении выделяет ядовитые газы. Пары НАК вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек, при попадании в гортань, лёгкие, могут привести к смерти. Работать с НАК можно только в защитных средствах, резиновых сапогах и перчатках, специальном защитном костюме, респираторе, противогазе.
Естественным было бы предположить, что городские власти не будут скрывать от жителей случившееся, дадут полную информацию о ситуации. Но это оказалось для Вентспилса не естественным. Отцы города словно воды в рот набрали, в связи с чем приходилось слышать о разливе 9 (девяти!) тонн «химической гадости».
Андрис Шульцс, начальник Вентспилсского отдела Государственной пожарно-спасательной службы, в беседе с BNN не скрывает своего возмущения: руководство «Ventamonjak», не сообщив об инциденте, грубейшим образом нарушило собственный план мероприятий гражданской обороны. Не были также оповещены и другие необходимые в подобном случае городские службы. Только день спустя г-н Шульцс получил телефонограмму от г-жи Илги Зилниеце, руководителя городского отдела охраны среды. Смысл звонка можно охарактеризовать уже классической для Латвии фразой — NOTHING SPECIAL, ничего особенного.
К слову заметим, когда нечто подобное вентспилсскому «ничему особенному» произошло в 2009 году в Рижском порту, при Государственной пожарно-спасательной службе был создан специальный штаб, решался вопрос об эвакуации людей, Рижская дума наложила запрет на купание и ловлю рыбы в Даугаве. Источники BNN склонны связывать игру в молчанку руководителей города с тем, что «Ventamonjak» находится под реальным влиянием Лембергса и, кроме того, официальное оповещение об аварии могло бы отрицательно отразиться на широковещательной PR-компании, направленной на повышение туристической привлекательности Вентспилса, снизило бы интерес к фирменному know-how Лембергса — эрзац-деньгам «вентам».
Вероятно поэтому г-жа Зилниеце не внесла ясность, почему об аварии на химическом предприятии, расположенном в центре города, не были оповещены соответствующие службы.
1-й заместитель председателя Вентспилсской городской думы Янис Витолиньш был также немногословен. Он сообщил BNN, что произошел сбой в схеме оповещения в случае аварийной ситуации. Г-н Витолиньш не объяснил, почему система дает сбой уже вторую неделю, но обещал найти причину такого сбоя и проанализировать ситуацию. В планах г-на Витолиньша — встреча с руководителем предприятия «Ventamonjak serviss» г-ном А. Январсом.
Вряд ли планы заместителя Лембергса успокоят вентспилсчан. У горожан ещё живы в памяти и разрыв трубопровода на «Ventamonjak» в июне этого года, из-за чего аммиак вырвался наружу, и паника в 2005 году, когда из-за обесточивания контрольных систем давление в резервуарах поднялось настолько, что ожидался катастрофический взрыв, и люди в спешке покидали город.
Свою оценку утечке нитрилакриловой кислоты BNN дал депутат Вентспилсской городской думы Ивар Ландманис: «Как и во всех остальных случаях, связанных с интересами городского руководства, негативная информация замалчивается. Даже мне, депутату, неизвестны подробности случившегося, и я ничего толком не могу объяснить своим избирателям. Надеюсь, информация BNN снимет покров таинственности. Я, со своей стороны, направлю в Думу официальный депутатский запрос».
BNN продолжает следить за ситуацией.
Ref: 012.000.101.541
Авария произошла по вине команды судна, принимающего груз НАК.
Они стали загружать НАК в те емкости судна, где ещё оставалась балластная вода. Через некоторое время они это обнаружили, перевели загрузку в другой отсек, а балластную воду вместе с НАКом стали сливать за борт в акваторию порта, поэтому в воде и обнаружили большую концентрацию НАКа.В результате в воду попали ТОННЫ этого крайне опасного вещества. По поводу противогазов: они у работников были, но при превышении ПДК в 600 раз, никакой противогаз не спасает. Странно, что судно не задержали, не арестовали и дали уйти из порта.
Судно давно бы было арестовано .
Подлижи Январсу .
-Да ты гонишь: — Если чего-то не знаешь, не говори, но в данной ситуации вина команды судна!!!