В январе 2019 года по сравнению с январем 2018-го Вентспилсский свободный порт перевалил на 40,12% или 593 т больше грузов. Однако эксперты отрасли говорят, что в целом «сухо» сравнивать данные текущего года с прошлым годом — некорректно, так как то был год антирекорда.
«Прошлый год — один из годов антирекорда. Если рассматривать 8-летний период, то 2018 год достиг самой низкой точки в плане объема переваленных грузов. Рост есть, но в нем нет ничего особенного: например, это лишь две трети от успехов января 2012 года», — прокомментировал данные Вентспилсского свободного порта исполнительный директор «Балтийской ассоциации — Транспорт и логистика» (БАТЛ) Иварс Ландманис.
При этом в прошлом году было перевалено на 291 000 т больше, чем в 2017-м. Всего в прошлом году было перевалено 20,32 млн т, из которых 1,3 млн – нефтепродукты, которые идут в основном из России и Норвегии.
Большая часть грузов отправляется в Европу, пятая часть – в Африку, 9% — в Азию, а 6% — в Америку. В прошлом году в Вентспилс зашло 1 561 судно: 466 нефтетанкеров, 489 сухогрузов, 603 парома и 3 круизные суда. Среди самых крупных отправленных грузов был мазут — 127,3 тыс. т (в Сингапур) и уголь — 110,2 тыс. (в Роттердам).
В прошлом году порт начал перевалку 126 000 т пальмового масла из Малайзии. Оно отправляется в Саратовскую область России.
В 2017 году порт начал принимать марганцевую руду из ЮАР, которая затем отправляется на металлургические заводы Челябинской области. В прошлом году было перевалено 280 000 т марганцевой руды.
В прошлом году Вентспилсский порт начал переваливать отрубные гранулы Dobeles dzirnavnieks, которые затем отправляются в другие страны Евросоюза. В прошлом году было перевалено 66 000 т.
Из России в Европу через Вентспилсский порт начали «путешествовать» гранулы из семечек подсолнечника. В пункте назначения их смешивают с древесностружечными гранулами и используют как топливо. В прошлом году порт перевалил 86 000 т этого вида груза. Еще из России через Вентспилс перевозят гранулы сахарной свеклы, которые используются как добавка в корм для скота.
Раньше щепа отправлялась в Швецию, а в прошлом году поступили первые грузы, шедшие из Беларуси в Данию. Чугун, который привозится в Вентспилсский порт, затем отправляется в Новый Орлеан.