Принятые Кабинетом министров решения о завершении земельной реформы по всей стране, за исключением Тукумса и Риги, создают впечатление, что она почти завершена. Однако это не так, поскольку продолжается кадастровое измерение земель, вступают в силу решения о восстановлении прав собственности на землю, заключение договоров выкупа (купли) земли и оформления прав собственности. Кроме того, при сохранении текущего подхода реформа обойдется государству еще в несколько миллионов, в ходе ревизии заключил Государственный контроль (Госконтроль).
«Хотя государство обязалось провести кадастровое измерение земли за счет государственного бюджета тем собственникам земли, которым на 21 июля 1940 принадлежала земля в Латвии, и их оставшимся в живых супругам, детям, внукам, политически репрессированным и людям с инвалидностью 1 группы, кадастровые измерения земли осуществляются крайне медленно», – объясняет несправедливую ситуацию член Совета Госконтроля, директор 2-ого Департамента ревизий Кристине Яунземе.
«Например, 2021 году всё ещё измерялись земельные участки, которые были поставлены в очередь до 2008 года».
«Часто люди при жизни не дожидаются своей очереди и восстановлением прав собственности занимаются наследники наследников на протяжении нескольких поколений. Поэтому большинство людей производит измерение земли за свой счет, не дожидаясь поддержки государства», – рассказывает Яунземе.
Ревизия Госконтроля показала, что на 1 июня 2021 года в перечень единиц земли, подлежащих измерению за счет государственного бюджета, было включено 3 884 единицы. До 2022 года Государственная земельная служба (ГЗС) планировала финансирование в размере 70 тысяч евро в год на кадастровые измерения земель за счет государственного бюджета. Это позволит в среднем измерить 80 единиц земель в год. На 2022 год запланировано выделить 140 тысяч евро в год и провести замеры 160-170 единиц земли.
Продолжив работу в запланированном темпе, прогнозируется, что этот процесс займет еще минимум 20 лет.
В то же время проверкой установлено, что перечень земель, подлежащих измерению за счет средств государственного бюджета, содержит недостоверные данные, так как из него не вычеркнуты единицы земель, на измерение которых не выделяются государственные средства.
Конкретного ответственного лица – нет. Качественных данных о реальной ситуации – нет. Срока – тоже нет.
Ни один орган (во внешнем нормативном акте) не назначен ответственным за планирование и координацию завершения земельной реформы. Также не оценено, были ли и в какой степени достигнуты цели реформы и какие правовые решения могли бы привести ее к скорейшему завершению. Кроме того, следует отметить отсутствие сроков завершения земельной реформы и осуществляемых в ее рамках действий, которые в целом не приводят к ее завершению и установлению прав собственности в обозримом будущем, отмечает Госконтроль.
В ходе ревизии установлено, что в распоряжении Министерства юстиции и ГЗС нет информации о том, скольким людям еще необходимо восстановить права собственности. Также в результате реформы образовалось значительное количество тех единиц земель, принадлежащие государству и муниципалитетам и еще первично не замеренные.
Хотя ни одно учреждение целенаправленно не координирует завершение земельной реформы, ГЗС и ООО Publisko aktīvu pārvaldītājs «Possessor» продолжают выполнять возложенные на них функции: ГЗС организует кадастровые замеры земли за счет средств государственного бюджета, а ООО Possessor заключает договора купли (выкупа) земли. Однако стоимость администрирования этих функций высока по сравнению с количеством решаемых за год вопросов.
«Чем дольше не будет выделяться достаточное финансирования для кадастрового измерения земли за счет средств государственного бюджета и чем дольше в расчетах за куплю (выкуп) земли можно будет использовать приватизационные сертификаты, тем дороже это обойдется государственному бюджету. Если сейчас на кадастровые замеры земли за счет государства необходимо 2,8 млн евро, то, продолжая администрирования земельной реформы нынешним способом, в ближайшие 20 лет на администрирование потребуется 3,46 млн евро», – пояснила ситуацию Яунземе.
Рекомендации Госконтроля после ревизии (#PēcRevīzijas)
В целях содействия завершения земельной реформы в отчетный период времени и экономичного использования государственного бюджета аудиторы предлагают во внешнем нормативном акте четко обозначить лицо, ответственное за планирование и координацию завершения реформы, оценить возможности установление сроков завершения реформы, ускорить кадастровое измерение земли за счет государственного бюджета, на процесс администрирования использовать соразмерные средства государственного бюджета и предоставить обществу достоверные данные по очереди на кадастровый замер земли за счет средств государственного бюджета.
Кабинету министров:
- определить во внешнем нормативном акте орган, ответственный за планирование, реализацию и координацию завершения земельной реформы;
- оценить возможность установления сроков, в которые бывшие собственники земли или их наследники обязаны предоставить недостающие документы и произвести кадастровое измерение земли, чтобы можно было принять решения о восстановлении права земельной собственности, о предоставлении равноценной земли и заключении договоров выкупа (купли) земли, установить сроки, в которые необходимо заключить договоры выкупа (купли) земли, предусмотреть потерю прав собственности при невыполнении обязанностей в указанный срок, установить сроки, в которые ответственные институции должны принять решения и заключить соответствующие договоры.
Министерству юстиции:
- в сотрудничестве с вовлеченными структурами найти решения для завершения земельной реформы в Риге, в том числе оценить возможность внесения поправок в нормативные акты и по необходимости внести в нормативные акты соответствующие изменения, чтобы осуществить действия необходимы для завершения земельной реформы относительно предоставления равноценной земли в Рижском самоуправлении;
- в сотрудничестве с ГЗС совершенствовать организацию кадастрового измерения земли за счет средств государственного бюджета, чтобы оно было быстрее и с меньшими ресурсами, в т.ч. при оценке и измерении финансирования для кадастрового измерения земли и административных расходов ГЗС на организацию этого процесса.
- в сотрудничестве с ГЗС усовершенствовать организацию кадастрового измерения земли за счет средств государственного бюджет с целью ускорить процесс и уменьшить ресурсы, в том числе оценить и соразмерить финансирование, направленное на кадастровое измерение земли, и административные расходы ГЗС, выделенные на организацию этого процесса.
ГЗС:
- обеспечить точность, отслеживание и ясность данных, включенных в список единиц земли, измеряемых за счет средств государственного бюджета (в основном списке). Основной список должен быть актуализирован для того, чтобы имеющиеся в нем данные соответствовали нормативным актам, и чтобы расчет необходимых средств государственного бюджета основывался на точных данных. Надо определить действия и сроки для решения юридических нюансов;
- обеспечить прозрачное, понятное и отслеживаемое для пользователей земли распределение финансирования с целью получения услуги кадастрового измерения земли за счет средств государственного бюджета, в том числе усовершенствовать внутренние нормативные акты и в случае необходимости внести изменения во внешние нормативные акты.
После ревизии Госконтроль обратиться также в Министерство охраны среды и регионального развития с целью осуществить установленную Законом о самоуправлениях компетенцию по надзору.
Срок введения рекомендаций Госконтроля – ноябрь 2023 года.
О земельной реформе
З0 лет назад (21 ноября 1990 года Верховный совет Латвийской Республики принял Закон о земельной реформе сельской местности Латвийской Республики) была начата земельная реформа. Ее цель – возврат бывшим собственникам земли и их наследникам земельную собственность, которая им принадлежала на территории Латвии на 21 июля 1940 года и была национализирована, а также предоставить возможность остальным жителям Латвии приобрести землю в собственность, таким образом реорганизовав правовые, социальные и экономические отношения в рыночную экономику.