Итоги года сводятся к следующему: большинство банков уже начало забывать, что такое кризис, а убытки, полученные в 2008-м и 2009 годах, были с лихвой компенсированы прибылями 2010 года.
До конца 2010 года остался еще месяц, однако подводить итоги года в российском банковском секторе можно уже сейчас, после того как Центробанк опубликовал статистику за октябрь и дал прогнозные показатели за все 12 месяцев.
Вклады
Едва ли не больше всего россиян в банковской системе интересуют не показатели устойчивости финансовых организаций, а их ставки по депозитам. В 2010 году разжиться тут было не на чем: ставки постепенно снижались под воздействием замедления инфляции и постепенного понижения ставки рефинансирования Центробанка. Сейчас она составляет 7,75 процента годовых — для России это исторический минимум.
Правда, снижение ставок, начавшееся в 2009 году, прекратилось в мае. А уже осенью, после лесных пожаров и неурожая, начала расти инфляция. Теоретически увеличение темпов роста цен может привести к повышению ставки, но пока в Центробанке считают, что инфляционные риски еще не слишком высоки. Важнее для монетарных властей сейчас — дать экономике относительно дешевые деньги.
Из-за этого ставки по вкладам остаются на очень низком уровне. Правда, судя по информации, размещенной на портале Banki.Ru, в России есть десятки банков, предлагающие депозиты под 10-12 процентов годовых. Но это, как правило, либо не слишком большие финансовые организации, которые хотят занять долю рынка, либо разовые (в том числе и предновогодние) акции.
У Сбербанка же ставки по рублевым депозитам сроком на один год колеблются в районе от 3,6 до 5,1 процента, в Альфа-банке можно найти вклад с доходностью в 6,5 процента, в Банке Москвы потолок составляет 7,4 процента. Именно в этом диапазоне находятся ставки по депозитам в большинстве крупных финансовых организаций.
По данным Агентства по страхованию вкладов, россияне все больше интересуются вкладами в некрупных банках. Доля Сбербанка по итогам третьего квартала 2010 года упала до 47,7 процента, хотя еще во время кризиса превышала 50 процентов. В целом же доля 30 крупнейших банков упала до 78,1 процента.
Несложно подсчитать, что при таких ставках уровень доходности по вкладам с учетом инфляции балансирует на грани нуля или вовсе является отрицательным. Однако удивительным образом на любви россиян к депозитам это никак не сказывается: они все так же охотно несут свои деньги в банки.
По данным Центробанка на конец октября, россияне положили на депозиты в банке 9,08 триллиона рублей. Это на треть больше, чем доходы всего федерального бюджета за год. За октябрь депозитная база увеличилась на 2,3 процента, а с начала года — уже на 21,3 процента. Такая статистика свидетельствует о том, что у банков еще есть резервы для снижения ставок, ведь им невыгодно, когда объем депозитов растет намного быстрее, чем объем кредитных портфелей. Впрочем, и с кредитами в 2010 году было все не так плохо.
Кредиты
По данным за январь-октябрь, российские банки выдали компаниям (нефинансовым организациям) и населению (физическим лицам) на 9,4 процента кредитов больше, чем за тот же период годом ранее. Это означает, что прогноз ЦБ в целом по году (рост на 10-15 процентов) будет, скорее всего, выполнен, хотя до верхней планки вряд ли дотянет. По сравнению с 2009 годом это настоящий прогресс, ведь годом ранее кредитные портфели российской банковской системы и не думали расти — ни в сфере кредитов бизнесу, ни частным лицам.
Особенно быстрыми темпами в 2009 году сокращался объем розничных портфелей. Так, у ЮникредитБанка он уменьшился на 24,1 процента, у Банка Москвы — на 23,3 процента, у Райффайзенбанка — на 22,6 процента. У государственных финансовых организаций, впрочем, дела обстояли чуть лучше, но и те не могли похвастаться таким ростом, какой зафиксирован в 2010 году.
Размораживанию кредитного рынка способствовала все та же политика Центробанка, направленная на снижение ставки рефинансирования и, следовательно, ставок по кредитам во всей финансовой сфере. Кроме того, финансовая система вновь обрела репутацию стабильной, из-за чего все больше россиян перестало опасаться брать деньги в долг на долгий срок. По данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), в 2010 году будет выдано ипотечных кредитов на 340 миллиардов рублей. Это сразу в 2,2 раза больше, чем в 2009 году. При этом банки не прекращают улучшать условия по такого рода кредитам: за последние два месяца о новых условиях ипотечных программ объявили сразу 12 банков. В большинстве случаев дело касалось снижения ставок по кредитам (Сбербанк, ВТБ, Delta Credit, Райффайзенбанк), но иногда (ЮникредитБанк, Бинбанк) речь шла и про отмену разного рода комиссий.
По прогнозу Центробанка, в 2011 году с кредитами у банков станет все еще лучше — их портфели должны увеличиться сразу на 20-25 процентов. Если этих показателей удастся достигнуть, то о кризисе в кредитном секторе будет забыто.
Самоощущение банков
Постепенно забывается кризис и в других отраслях банковского рынка. Символом этого стало объявление ЦБ о том, что российские финансовые организации расплатились с ним по беззалоговым кредитам. Не обошлось, конечно, без эксцессов (невыплата беззалогового кредита в итоге привела к банкротству Межпромбанка), но в целом антикризисный механизм сработал, и сработал неплохо: он дал доступ к дешевым деньгам банкам, когда они в этом нуждались, а ЦБ смог неплохо заработать на предоставлении временно свободной наличности.
По данным Центробанка, чистая прибыль российских банков в 2010 году составит около 500 миллиардов рублей. Это очень много — даже в «тучном» 2006-м все российские банки заработали чуть больше 350 миллиардов рублей. По прибыльности банковская система выйдет на уровень предкризисного 2007-го и, по прогнозу ЦБ, останется на этом уровне и в 2011 году.
Львиную долю всей прибыли будут формировать госбанки. В Сбербанке уже подсчитали, что за 10 месяцев года заработали 126 миллиардов рублей. В ноябре и декабре банк вряд ли уйдет в минус, так что по итогам года вполне может быть превышена оценка в 150 миллиардов.
У второго по величине банка в России, ВТБ, оценки прибыли поскромнее, но все равно впечатляющие: в ВТБ ожидают, что заработают за год от 50 до 60 миллиардов рублей. Если к показателям Сбербанка и ВТБ добавить еще и прибыли Россельхозбанка и других государственных финансовых организаций поменьше, то получится, что они формируют никак не меньше половины от всей прибыли банковской системы.
При этом значительная часть банков в России по итогам года окажется в минусе. В «красной зоне» за первые 10 месяцев года оказались более 150 кредитных организаций. Правда, их совокупный убыток составил не так много — 21 миллиард рублей.
Вице-премьер Сергей Иванов в середине ноября, выступая перед студентами Высшей школы менеджмента Петербургского государственного университета, призвал резко сократить количество банков и авиакомпаний. Большинство авиакомпаний в стране он назвал «живопырками», а про банки выразился так: «Они сами себя банками называют, а на самом деле это прачечные».
Рост доходов российских банков связан не только с притоком клиентов, но и с постепенным роспуском резервов — еще одним сигналом того, что кризис подошел к концу. Тенденция к сокращению резервов проявилась только в конце года. Если в сентябре резервы (впервые за год) уменьшились на 0,02 процента, то в октябре этот показатель составил уже более двух процентов. Сейчас в резервах банков на непредвиденные случаи хранится чуть меньше двух триллионов рублей — для дальнейшего роспуска резервов потенциал все еще есть.
И все же безоблачным будущее российских банков в предстоящие годы не назовешь. Особенно это касается некрупных финансовых организаций, которых государство принуждает либо уходить с рынка, либо сливаться с другими игроками. ЦБ уже давно объявил, что будет повышать требования к минимальному размеру капитала банков, и постепенно свое обещание выполняет. Следующее повышение намечено на 1 января 2012 года. Это означает, что в следующем году количество слияний и поглощений в секторе резко увеличится. Следить за этим будет интересно.