Государственное управление сильно не объемом законов, постановлений, правил и инструкций, а способностью оперативно реагировать на факты, подрывающие доверие к государственной власти. Проверка, осуществленная Государственным контролем в Вентспилсском свободном порту, выявила целый букет таких фактов. BNN тщательно ознакомился с результатами аудита. Они поражают наплевательским отношением вентспилсских властей к действующему законодательству и беззубостью правительства перед системой «Что хорошо для мэра Лембергса, то хорошо и для Латвии!».
Более года специалисты Госконтроля всесторонее изучали деятельность Управления Вентспилсским Свободным портом (ВСП), фактически находящегося в руках Вентспилсской думы, которая, в свою очередь, фактически находится в руках Айвара Лембергса. Результатом этой работы стал объемный документ под названием «Эффективность деятельности Управления Вентспилсским Свободным портом и соответствие нормативным актам». На 70 страницах аудиторы не только вскрыли, как Управление ВСП живёт мимо государства, но и разработали целый ряд рекомендаций, как упорядочить юридическую, финансовую и хозяйственную стороны деятельности ВСП.
Своё заключение Госконтроль направил в Кабинет министров, Вентспилсскую думу, Управление ВСП, Ревизионную и Народохозяйственную комиссии Сейма, министерствам экономики, финансов, сообщения, среды и регионального развития. Сроки реагирования и устранения нарушений предложены разные: для правительства – 30 ноября, для Вентспилсской думы и порта – 31 марта 2012 года. Ревизионная комиссия Сейма обещала рассмотреть результаты проверки Госконтроля в декабре этого года.
Вот основные выводы ревизионной службы.
Соответствие нормативным актам
ВСП в данный момент юридически находится в подчинении Кабинета министров (ранее он был структурой Вентспилсской думы). Однако ни тогда, ни сейчас, отмечается в материалах ревизии Госконтроля, не был обеспечен надзор за деятельностью Управления ВСП.
Правительство до сих пор не назначило своего официального представителя, который, в соответствии с Законом об устройстве госуправления, имел бы право проверять и влиять на юридическую и хозяйственную деятельность Управления ВСП. Таким образом, у порта нет ни высшей организации, ни должностного лица, которые могли бы осуществлять контроль.
Кроме того, в нормативных актах не регламентированы порядок назначения кандидатов в члены правления ВСП и критерии оценки соответствия занимаемой должности. Не определены также сроки полномочий председателя правления и его заместителей, а также обстоятельства, при которых эти полномочия прекращаются.
Планирование развития порта
Программа развития Вентспилсского Свободного порта на 2007 – 2013 гг. по состоянию на 2010 год выполнена лишь на 17%. При этом Управление ВСП, не внеся в программу изменений и не согласовав с Советом латвийских портов, приступило к реализации двух новых проектов на сумму 49 млн. латов.
Управление недвижимостью
Управление ВСП проигнорировало требование закона, согласно которому запрещается передавать государственные и муниципальные земли в безвозмездное пользование третьим лицам. И заключило 25 договоров об аренде земельных участков общей площадью почти 19 га, не обязав арендаторов платить арендную плату. Счастливые пользователи портовых земель платят лишь налог на недвижимость. Кроме того, в договорах об аренде нет пунктов ни о пересмотре арендной платы, ни об оценке исполнения договора, ни о его прекращении.
Правление Вентспилсского свободного порта, не соблюдая принцип единого подхода, одним коммерсантам выдает разрешения на субаренду, а другим – нет. Например, отказав АО «Ventspils tirdzniecības osta» в выдаче такого разрешения, правление не позволило новому коммерсанту начать деятельность в порту, отмечается в материалах ревизии.
При этом, во время проведения проверки, Управление ВСП не обеспечило ревизорам полный доступ к информации о сдаче в аренду земельных участков.
Учет долгосрочных вложений и основных средств
Несмотря на то, что Управление ВСП не может быть собственником недвижимого имущества, построенные в 2009 году здания общей стоимостью более 6,4 млн. латов, были занесены в основные средства.
Управление ВСП неаккуратно ведет учет основных средств, не соблюдая даже внутренние правила. Так, ряд основных средств зарегистрирован под одинаковыми инвентаризационными номерами, в свою очередь, часть основных средств вообще не имеет инвентаризационных номеров. В результате их невозможно идентифицировать. Не составляются акты о сдаче строений в эксплуатацию и материальной ответственности конкретных лиц.
Полученную от самоуправления недвижимость оценочной стоимостью 185,7 млн. латов Управление ВСП внесло не на забалансовый счет, а учло, как основные средства. Та же история с недвижимостью, перешедшей от министерства сообщения оценочной стоимостью 6,6 млн. латов.
Существует также решение Вентспилсской думы, согласно которому Управление ВСП получило право приобретать и отчуждать недвижимость, что противоречит другим нормативным актам.
Учет доходов и расходов
В бухгалтерии Управления ВСП нет информации о денежных потоках и доходах от основной деятельности. Доходы от основной деятельности – плата за использование грузовых, лоцманских, санитарных и малых судов, канала, а также тоннажные сборы – в бухгалтерских документах учтены, как «Другие доходы», тогда как их нужно было учесть, следуя элементарной бухгалтерской логике, как доходы от основной деятельности. Между тем речь идет о 12,3 млн. латов, что составляет 76% доходов порта.
Вознаграждение
Вопреки требованию закона о том, что в 2009 году фонд заработной платы следовало сократить на 15%, Управление ВСП в бюджет заложило увеличение суммы вознаграждения в размере прогнозируемого уровня инфляции. Таким образом, реально размер зарплат уменьшился лишь на 5,3% вместо 15%, и на зарплаты необоснованно ушло почти 253,4 тыс. латов, в том числе 162,5 тыс. латов, выплаченных в качестве премий и денежных призов работникам.
С 1 января 2010 года Управление ВСП при начислении зарплат не руководствовалось
оценкой эффективности труда, а просто сумму общего дохода за 2009 года, включая премии и пособия, поделило на 12 и таким образом увеличило размер зарплат сотрудников Управления на 11,4%.
Поскольку показатель эффективности работы Управления порта в пересчете на один лат вознаграждения, по сравнению с Таллинским портом (см. графики) значительно ниже, возможно, вознаграждение, выплаченное работникам Управления, было несоразмерно высоким, предполагает Госконтроль.
Закупки
Перед заключением рекламных договоров на сумму 377 тыс. латов, опять же в обход закона, не проводилось ценовых опросов и процедур закупок.
BNN продолжит публикацию анализа результатов проверки Государственным контролем Вентспилсского свободного порта.
Ref: 017.000.101.290