Перед угрозой сокращения потока грузов из России через Латвию представители местной отрасли транспорта и логистики создают благоприятную почву для сотрудничества с коллегами из другой соседней страны – Белоруссии.
В минувшую среду Латвию с рабочим визитом посетил министр транспорта Белоруссии Анатолий Сивак. Гостя встречал министр сообщения Латвии Анрийс Матисс.
Сегодня соседняя республика по объему перевезенных по железной дороге грузов уже является вторым (после России) наиважнейшим партнером Латвии. Учитывая, что страна реализует программы развития логистических и торговых центров, латвийская сторона спешит заинтересовать коллег развивать инфраструктурные мощности на своей территории.
В этой связи стороны договорились о приезде в Латвию группы белорусских экспертов, которые на месте будут углубленно изучать возможности транзитного коридора.
В ходе визита специалисты ознакомились с работой Рижского свободного порта, провели встречи с руководителями Латвийской Логистической ассоциации, компании DB Schenker Latvija и Вентспилского свободного порта, с которыми также обсуждались конкретные возможности сотрудничества в сфере транспорта и логистики.
Контейнерный поезд «Зубр» — один из примеров успешного сотрудничества. На встрече министры сошлись в том, что необходимо на правительственном уровне придать новый импульс в развитии этого маршрута, в который интегрирована цепь поставок между Черным и Балтийскими морями, и который имеет потенциальных партнеров и в Северной Европе, и в Турции, и в Закавказье.
В сфере автомобильных перевозок, в свою очередь, достигнута договоренность о приемлемых для обеих сторон квотах для международных автоперевозок, а также подписаны поправки к Соглашению о международном автомобильном сообщении, которые регулируют вопрос о пошлине за использование автодорог для грузового автотранспорта.
Еще одно направление, которое стороны договорились развивать сообща – увеличение конкурентоспособности железнодорожного пассажирского сообщения, в том числе за счет оптимизации и сокращения времени прохождения таможенных процедур.
Белорусская сторона, ко всему прочему, заявила о заинтересованности организации регулярных перевозок на маршруте Даугавпилс-Полоцк. На данный момент страна уже работает над электрификацией маршрута Полоцк – государственная граница, а Латвия изучает возможность электрификации приграничных железнодорожных путей. В итоге было решено совместно разработать проект соединения систем.
Европирог поделили пополам
Объем финансирования, поступивший в Латвию из фондов Евросоюза в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2013 года, достиг 4,020 млрд. евро, из которых более половины – 55% или 2,217 млрд. евро были направлены на мероприятия по развитию регионов или самоуправлений, подсчитали в Министерстве по защите окружающей среды и регионального развития.
Подробный анализ распределения поступивших средств проводится для того, чтобы оценить отставание или опережение развития каждого региона от среднего социально-экономического уровня развития в стране в отдельно взятом году. Так, аналитики выяснили, что в период с 2005 по 2013 годы существенных изменений в сфере равномерного развития территорий не произошло, за исключением Рижского региона, где было отмечено уменьшение доминирующего положения.
Чтобы улучшить экономическое положение в регионах министерство предлагает распределить фонды ЕС на период планирования на 2014 – 2020 годы в пользу более значительных инвестиций на развитие инфраструктуры для предпринимательской деятельности. Это решение, по замыслу авторов, поспособствует созданию новых рабочих мест и привлечению частных инвестиций в регионы, в том числе за счет введение программы «Модель интегрированного инвестирования», которая предполагает сотрудничество коммерсантов и самоуправлений.
В целом, полагают в министерстве, чтобы достичь поставленной цели по выравниванию развития территорий и привлечь бизнесменов в регионы, необходимо устранить такие препятствия как нехватка рабочей силы, удаленность от потенциальных рынков и неудовлетворительное состояние инфраструктуры.
В рамках прежнего периода планирования из фондов ЕС Рижский регион получил 31,7% от общего объема финансирования, Курземский регион – 21,4%, Латгальский регион – 17,2%, Видземский регион – 15,6%, Земгальский регион – 14,1%.
Семьям помогут с жильем
Уже во второй половине текущего года в Латвии начнет действовать государственная программа поддержки семей, на обеспечении которых находятся несовершеннолетние дети: им будет оказана помощь в покупке или при строительстве жилища, сообщает Министерство экономики.
Соответствующие правила были приняты правительством 5 августа 2014 года. Согласно новым нормам, государственная компания Latvijas Attīstības finanšu institūcija Altum на срок до 10 лет будет выдавать поручительства лицам, которые проживают вместе и на обеспечении которых находится как минимум один несовершеннолетний ребенок. Программа начнет действовать, как только будет подписано соответствующее соглашение с коммерческими банками, предположительно – во втором полугодии.
Размер поручительства будет зависеть от числа детей в семье: если в семье один ребенок – 10% (при максимальном объеме поручительства 10 тыс. евро), если двое детей – 15% и 15 тыс. евро, если трое и более детей – 20% и до 20 тыс. евро.
Поручительство будет предоставляться после того, как кредитор выдаст заем или предоставит письменное заверение о том, что заем будет выделен.
На начальном этапе объем финансирования составит 332 тыс. евро, и уже в 2014 году планируется, что поддержкой воспользуется примерно 220 лиц.
Представители Министерства экономики полагают, что программа позволит решить давнюю проблему молодых семей, которые зачастую оказываются в замкнутом круге: ведомство постоянно получает жалобы о том, что семьи не в состоянии приобрести недвижимость, поскольку не могут накопить достаточно средств на первый взнос. В Латвийской Ассоциации коммерческих банков, в свою очередь подсчитали, что латвийской семье или домохозяйству со средними доходами понадобится 11 лет, чтобы накопить средства для начального взноса при покупке в кредит двухкомнатной квартиры.
Ref: 017.000.112.1079