Власти Латвии, похоже, взяли четкий курс на привлечение в страну иностранных бизнесменов. Введения холдингового режима и предоставления видов на жительство на нынешних условиях им уже недостаточно, поэтому специальная рабочая группа вновь взялась за перекройку закона «Об иммиграции».
Нет предела совершенству
На этот раз речь идет о том, чтобы подготовить поправки к нормативному акту, предусматривающие выдачу видов на жительство в обмен на капиталовложения. Сейчас наиболее популярным способом получения права жить в Латвии является покупка недвижимости, хотя существует также возможность вложений в субординированный капитал банка не менее чем в 200 тыс. латов и инвестиций разного объема в основной капитал предприятия.
Представители парламентской фракции партии «Единство» полагают: несмотря на достигнутые результаты (за три года в покупку жилья было вложено 201,3 млн. латов), систему можно еще улучшить. Эффективной, к примеру, стала бы привязка минимальной суммы сделки к средней кадастровой стоимости объектов недвижимости в конкретном регионе. Это позволило бы получить равноценный подход к инвесторам на всей территории Латвии. При нынешнем регулировании возникает ситуация, когда кадастровая стоимость квартиры в окрестностях Екабпилса, в среднем, составляет 5 тыс. латов. Но никто не станет покупать там 10 квартир, чтобы получить взамен вид на жительство. В Риге, напротив, суммы реальных сделок выше установленных законом норм и спрос гораздо выше.
Партия реформ предлагает перенять практику, используемую в некоторых странах, когда виды на жительство предоставляются в обмен на приобретение доли в государственном инвестиционном фонде, вкладывающем средства в общественные или реальные предприятия.
Пока единства среди членов рабочей группы нет, однако через два месяца они должны будут прийти к общему знаменателю, представив некий согласованный вариант поправок. Тогда и станет ясно, какие еще возможности получат иностранные инвесторы.
Маленькие хитрости
Продолжая эту тему, стоит упомянуть и о холдинговом режиме, который поэтапно начал вводиться с 1 января 2013 года. По оценкам экспертов, он может стать полезным инструментом не только для зарубежных, но и для местных компаний. Варианты применения режима могут быть разными.
Самый простой пример: у физического лица (коммерсанта А) есть прибыльная фирма, и он хочет часть заработанных ею денег направить на создание нового бизнеса. Если он возьмет их напрямую, то ему придется заплатить налог на дивиденды в размере 10% от изымаемой суммы. Но предприниматель имеет полное право сэкономить на расчетах с казной, поставив между собой и плодоносящей компанией холдинг. На самом деле описанная здесь комбинация не нова: дивиденды между латвийскими юридическими лицами и раньше были свободны от отчислений в бюджет, но, как отмечают специалисты, очень многие местные предприниматели об этом до сих пор не знают.
Существуют и другие возможности. Сегодня, продавая недвижимость или другие активы, фирма А заплатит с выручки 15% подоходного налога с предприятий. Однако с нынешнего года появилась возможность продавать не сам актив, а компанию, которой он принадлежит. В таком случае полученный доход налогом не облагается.
Еще одна сфера применения — трансграничная торговля, особенно со странами, с которыми у Латвии пока не подписано соглашение об избежании двойного налогообложения.
Слишком низкий порог
Впрочем, пока местные компании больше интересует не эффективное использование холдингового режима, а более приземленные вопросы. Латвийской конфедерации работодателей и Латвийской торгово-промышленной палаты раскритиковали действующую с 1 апреля систему автоматического включения компании в публичный Регистр должников по налогам, если долг превышает 100 латов. Представители этих организаций считают, что порог следует повысить, ибо сейчас он является слишком низким. В какой-то момент у любого предприятия могут возникнуть кратковременные обязательства на сумму свыше 100 латов, из-за которых оно рискует оказаться в непристижном списке. Последнее обстоятельство временно лишит фирму возможности участвовать в публичных конкурсах и осложнит отношения с партнерами, считают представители интересов бизнеса. К тому же, даже после погашения долга могут возникнуть проблемы со своевременным исключением из регистра.
Однако министр финансов Андрис Вилкс по-прежнему твердо поддерживает введение ограничений на участие в госзакупках для предприятий, у которых есть просрочка по налоговым платежам. По данным на начало апреля, в упомянутой базе содержалась информация о 53,59 тыс. субъектов хозяйственной деятельности.
Банки хотят большего
Опасаются за свой бизнес и представили финансовой сферы. В начале апреля латвийский парламент поддержал во втором чтении поправки к Гражданскому закону, которые ограничивают возможности применения кредиторами штрафных санкций к неплательщикам. Поправки касаются самого широкого круга предприятий, в том числе и банков. Президент Ассоциации коммерческих банков Латвии (АКБЛ) Мартиньш Бичевскис в ходе встречи с главой государства Андрисом Берзиньшем, состоявшейся на этой неделе, выразил опасения относительно этих нововведений. К банкам нельзя применять те же требования, что и к компаниям быстрых кредитов, считает он.
В ходе встречи с Андрисом Берзиньшем глава банковской ассоциации упомянул также поправки к закону «О неплатежеспособности». Изменения предполагают, в частности, отмену нормы, которая не позволяет возбуждать процесс финансовой несостоятельности в отношении лиц, нецелевым образом использовавших по меньшей мере 30% полученного кредита. По мнению М.Бичевскиса, принятие таких поправок ограничит возможности банков выдавать жителям крупные кредиты.
В настоящий момент активность в сегменте физических лиц и так остается низкой, признал президент АКБЛ. В целом домохозяйства больше возвращают, чем берут. Что касается кредитования бизнеса, то дела, по его словам, обстоят значительно лучше. Ситуация является достаточно стабильной: банкам есть кому ссужать деньги.