Экономический дневник. Кто оплатит переход на евро?

Латвийская ассоциация торговцев бьет тревогу: переход на евро даже небольшому магазинчику обойдется минимум в 400 латов. В общей сложности убытки около 40 тысяч предприятий розничной торговли составят не менее 16 млн. латов. Дабы снизить издержки, отраслевая ассоциация подготовила ряд предложений Минфину.

Кто оплатит переход на евро?

Как сообщил глава ассоциации Хенрик Данусевич на этой неделе, самые большие расходы для коммерсантов – это перепрограммирование кассовых аппаратов, чтобы на чеке было отображено сразу две валюты: латы и евро. Поэтому ассоциация считает, что надо не усложнять, а сразу указывать стоимость в европейской валюте. Либо последовать примеру Эстонии, где жителям по почте были разосланы калькуляторы с функцией конвертации.

Еще один вопрос, на который Данусевич обратил внимание, — новые наличные. Они должны быть у продавцов уже 1 января 2014 года, поскольку в течение двух недель им предстоит брать и латы и евро, а сдачу давать только в валюте ЕС. Во-первых, встает вопрос инкассации и правильного расчета нужного объема средств. Во-вторых, комиссия за конвертацию. Кто ее покроет? В-третьих, каким образом магазины получат эти (по сути, дополнительные оборотные) средства от банков — в виде кредита? Если да, то на каких условиях? Наконец, немаловажной проблемой является обеспечение безопасности. Торговцам понадобится в течение 14 дней держать у себя наличные, в размере примерно пятикратного дневного оборота, что привлечет уголовный элемент. Поэтому в этот период государство обязано обеспечить и усиленную работу полиции, и патрули земессаргов и, возможно, солдат у торговых точек.

В Министерстве финансов пока обещают, что учтут как минимум часть пожеланий коммерсантов: во-первых, примут во внимание эстонский опыт перехода. Во-вторых, оценят, какие же модели кассовых аппаратов в наличии у магазинов, насколько сложно и дорого их перепрограммировать и для многих ли потребуется замена.

Налоговые режимы оптимизируют

На этой неделе правительство Латвии одобрило концепцию консолидации упрощенных налоговых режимов, которых в нашей стране сейчас насчитывается три.

Самый старый, патентные платежи, введен еще в 1994 году: он доступен представителям определенного круга профессий (ремесленничество, создание фото-, видео- и аудиопродукции и др.) и предусматривает фиксированный платеж, размер которого зависит от вида деятельности и самоуправления. Второй, фиксированный подоходный налог (ФПН), появился в 2008 году. Он доступен физическим лицам, ведущим хозяйственную деятельность без наемных работников и с оборотом до 10 тыс. латов в год; размер — 5% от поступлений. Наконец, третий — микропредприятия (9% с оборота) — доступен бизнесу с оборотом до 70 тыс. латов в год и предусматривает ограничения по числу работников и их доходу.

В утвержденной правительством концепции чиновники Министерства финансов констатировали: три режима частично пересекаются друг с другом, не дают достаточной мотивации для развития бизнеса и нередко используются для налоговой оптимизации. Чтобы устранить все эти проблемы, Минфин подготовит поправки к ряду законов.

Во-первых, фиксированный подоходный налог упразднят, поскольку он похож на налог для микропредприятий. Во-вторых, упрощенные режимы впишут в «противоотмывочные» нормы закона «О налогах и пошлинах» — тем самым, как полагают авторы доклада, у особо креативных бизнесменов возможностей для уклонения от расчетов с государством станет меньше. В-третьих, зарплату сотрудников микропредприятий привяжут к средней зарплате по стране (сейчас потолок дохода работника такой фирмы составляет 500 латов в месяц). И при увеличении первого показателя будет пересматриваться и второй, благодаря чему микропредприятия будут реже прибегать к манипулированию цифрами.

Концепция предусматривает и «обеление» кустарей и исполнителей нерегулярных халтур (при условии, что их годовой доход от таких приработков составляет до 2 тыс. латов). Их легализуют с помощью минимального подоходного налога, который надо будет платить раз в месяц или в год. Он может составить 36 латов в год. Кроме того, чиновники допускают увеличение числа отраслей, чьи представители смогут выбирать патентные платежи.

Для Балтии сделают исключение

Как стало известно на этой неделе, президент Европейского союза Херман ван Ромпей предлагает сделать исключение для стран Балтии при распределении финансирования из Европейского фонда выравнивания, поскольку во времена кризиса Латвия, Литва и Эстония действительно пережили сильнейший спад ВВП. По данным портала euractiv.com, в распоряжении которого оказался подготовленный ван Ромпеем бюджет ЕС на 2014–2020 годы для стран блока, чей ВВП в 2008–2010 годы упал более чем на 1%, потолки финансирования из средств Фонда выравнивания можно поднять выше предлагаемых сейчас 2,4% от ВВП. Впрочем, конкретных цифр не приводится.

ВВП Латвии в кризис сократился почти на четверть — с 16 млрд. латов в 2008 году до 12,7 млрд. в 2010-м (данные МВФ). Из-за столь низкой начальной базы доступное нашей стране финансирование может уменьшиться на 600 млн. евро (в нынешнем периоде оно составляет более 4,5 млрд. евро на семь лет). Любое такое сокращение станет серьезным вызовом для местной экономики, поскольку фонды ЕС обеспечивают более 70% (а в последние годы и все 90%) публичных инвестиций.

Долгие расчеты с государством

Аудиторская компания waterhouseCoopers (PwC) на неделе опубликовала доклад Paying Taxes 2013, в котором оцениваются системы фискальных сборов в 185 странах мира. Латвия заняла 24-е место среди членов ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (Швейцария, Норвегия и Исландия) по времени, которое уходит у бизнеса на уплату налогов.

Общая налоговая ставка в нашей стране, согласно исследованию, составляет 36,6% против 37,9% в прошлом году. Большая часть нагрузки (27,3%) приходится на сборы за рабочую силу. По этому критерию Латвия занимает десятое место в регионе. Проблемой Латвии остается время, которое уходит у бизнеса на уплату налогов. Согласно PwC, в нашей стране прохождение всех административных процедур отнимает 264 часа в год (24-е место). Из них 139 часов опять-таки отнимают платежи, связанные с рабочей силой. В среднем по региону соответствующий показатель составляет 184 часа, в Эстонии — 85, а в Литве — 175 часов.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости