Экономический дневник. Латвия. 19-я неделя 2012 г.

Может, это просто весна, которая, наконец, набирает силу в нашей стране и заряжает оптимизмом, а, может, просто итог кропотливой работы Латвии в годы кризиса, но эта неделя в экономике оказалась богата на позитивные события. 

Еще один лучик надежды 

В частности, эксперты Ассоциации коммерческих банков Латвии (АКБЛ) сообщили, что страна выходит из кризиса быстрее, чем ожидалось. В результате 2012 год может стать уже третьим подряд, когда темпы развития латвийской экономики превысят ожидания, сформулированные в начале отчетного периода. По майской оценке банков, в 2012-м прирост ВВП Латвии составит 2,5%. Более того, главный экономист Swedbank Мартиньш Казакс пояснил, что этот прогноз достаточно осторожен, хотя начало текущего года, с точки зрения макроэкономических показателей, было довольно хорошим. Однако коррективы может внести ситуация в еврозоне, где положение дел по-прежнему нестабильно. Но если еврозоне все же удастся избежать серьезных рисков, то в 2013 году и развитие латвийской экономики ускорится до 3,3%.

Позитивные тенденции начала года, отмеченные в народном хозяйстве Латвии, не замедлили сказаться на результатах банковской отрасли за первый квартал. За три отчетных месяца она заработала 38 млн. прибыли (а без учета убытков Krājbanka — 48 млн. латов). Глава АКБЛ Мартиньш Бичевскис оценивая ситуацию в целом, сказал, что показатели прибыльности и капитализации были хорошими у обеих групп — и тех, чьи корни в Северной Европе, и тех, чьи бизнес-планы на Востоке.

У портов появится координатор

Правительство, хоть и неторопливо, но начало приводить в порядок ставшую уже притчей во языцех портовую отрасль. На последнем заседании Совета портов его члены одобрили идею создания cпециального госпредприятия, которое станет координатором действий разрозненных компаний и организаций.

В правительстве, похоже, пока не готовы внедрять принципы хорошего управления в гаванях революционным путем. Однако члены Кабмина готовы пойти на точечные меры по приданию прозрачности происходящим там процессам. В частности, решено, что с членами правления портов конфиденциальные трудовые договоры заключаться не будут и что в течение двух недель после утверждения годового отчета порты должны публиковать их на своих сайтах. При этом не раз высказывавшееся предложение о возможном введении специализации в крупных гаванях было решительно отвергнуто, как и предложение превратить их в публичные АО.

Зато высказанная советником министра сообщения Каспаром Бришкенсом идея о создании нового ГАО, которое могло бы стать чуть ли не краеугольным камнем латвийской транзитной отрасли, участникам заседания понравилась. По мнению докладчика, такая компания должна выполнять несколько основных функций. Во-первых, она станет своего рода лицом латвийского транзита — консолидированным продавцом латвийского коридора всем желающим, организатором маркетинговых мероприятий (через участие в выставках, торговых миссиях и др.), а также агентством одной остановки для запросов потенциальных грузоотправителей. Таким образом их избавят от необходимости связываться со множеством местных служб, фирм и контор, пытаясь выяснить, во что им обойдется отправка товара через Латвию. Обратившись в это ГАО, клиент получит тот самый единый тариф, о котором у нас говорят уже много-много лет.

В Министерстве сообщения заверяют, что создание нового предприятия не станет долгостроем. Предполагается, что уже в июне правительство получит гораздо более детально проработанное предложение по форме будущей компании, ее функциям и др. Теоретически решение о ее учреждении может быть принято уже в этом году. Если все будет сделано достаточно быстро, то новое ГАО успеет приложить руку к продвижению латвийских интересов в таких проектах, как организация упомянутого обратного натовского транзита, поставок комплектующих для российского автопрома и др.

Латвия получила кусочек АЭС

Правительство Литвы одобрило концессионное соглашение со стратегическим инвестором проекта строительства Висагинской АЭС — японским концерном Hitachi. Оно должно быть подписано до 28 июня текущего года. Как заявил министр экономики Литвы Римантас Жилюс, расходы на реализацию проекта, по последним расчетам, составят порядка 17,3 млрд. литов (3,46 млрд. латов).

Предполагается, что Литва получит 38% акций компании-оператора Игналины-2. Доля Эстонии составит 22%, Латвии — 20%. Такой же, как у нашей страны, пакет выделят Hitachi. После подписания договора концессии 30 месяцев продлятся подготовительные работы стоимостью около миллиарда литов (200 млн. латов). Литва на этом этапе профинансирует примерно треть расходов. После его завершения в 2015 году будет заключен финальный инвестиционный договор. Строительство начнется до середины 2016 года. АЭС должна начать работу до конца 2022 года.

Как указал министр энергетики Литвы Арвидас Сякмокас, себестоимость произведенной в Висагинасе электроэнергии в течение первых 60 лет работы станции составит 7–10 литовских центов (1,4–2 сантима) за киловатт-час. С учетом затрат на погашение кредитов (а на это уйдет 18 лет) она увеличится до 17–25 центов (3,4–5 сантимов).

Ref: 017.108.108.1276

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости