В Латвии установлен рекорд. Не олимпийский, но все же. Свежие данные Центрального статуправления о выданных строительных разрешениях косвенно указывают на грядущий подъем латвийской промышленности.
Бизнесмены в хорошем настроении
Во втором квартале 2012-го для возведения новых производственных и складских зданий получено 77 таких документов, с января по июнь включительно — 126. И то и другое — рекорд. Как следует из опубликованного на неделе отчета ЦСУ, в апреле-июне объем строительной продукции (по сути — выполненных работ) достиг 354,5 млн. латов, что на 3,9% больше, чем в первом квартале, а в годовом исчислении прирост составил 23%. Но самое интересное кроется в данных о выданных разрешениях на строительство новых объектов: в 2012-м установлен абсолютный рекорд по вторым кварталам и первым полугодиям в категории «производственные и складские здания».
Президент Латвийской ассоциации строителей Марцис Николаев объясняет хороший результат активным использованием европейских денег и позицией властей, которые стараются направлять средства еврофондов в первую очередь в промышленность. Комментируя свежую статистику, он уточнил: «Само по себе разрешение не является гарантией того, что объект действительно построят, но в целом эти цифры позволяют надеяться на довольно существенный прирост производственных мощностей уже в обозримом будущем».
Как полагает специалист по социальным и экономическим вопросам SEB banka Эдмунд Рудзитис, данные ЦСУ свидетельствуют об уверенности предпринимателей в завтрашнем дне. «Последние исследования настроений бизнесменов показывают, что они стали довольно позитивными. Новая статистика по строительству это косвенно подтверждает. К тому же во многих отраслях мощности загружены почти полностью, и компании, чтобы продолжать развитие, вынуждены их увеличивать», — говорит он.
Рывок в светлое будущее
На этой неделе на общественное обсуждение был выставлен План национального развития на 2014-2020 годы. Документ рисует довольно светлое будущее. В частности, в нем говорится, что к концу следующего периода планирования латвийский ВВП на душу населения может составить 25 тыс. латов в год (в 2010-м он составлял менее 15 тыс.). Иными словами, в 2020-м мы достигнем среднего по ЕС показателя десятилетней давности. Соответственно, доля обрабатывающей промышленности к тому моменту дорастет с нынешних 12-13% до солидных 20%, продуктивность одного работающего в этой сфере почти удвоится с 11,2 тыс. до 20,6 тыс. евро в год, а доля расходов на исследования и разработки увеличится с нынешних 0,6% до 1,5% (почти как у эстонцев).
Ключевым словосочетанием документа решено сделать «экономический рывок», благодаря которому Латвия и достигнет целей, перечисленных выше. Однако руководитель Латвийской торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш считает: если речь идет именно об экономическом рывке, цели надо ставить более амбициозные. Впрочем, хоть нынешняя редакция и не идеальна, впервые столь важный документ у нас составляется в привязке к бюджету и европейским фондам. Общественное обсуждение Плана национального развития продлится целый месяц.
Наука подождет
Пока правительство стоит планы на прекрасное будущее, открылся один не очень приятный факт: программа отраслевых центров компетенции (ЦК), призванных наладить сотрудничество науки и бизнеса, трещит по швам. Хотя инновационное производство провозглашено одним из приоритетов долгосрочного развития страны. Предыстория такова: в 2010 году Латвийское агентство инвестиций и развития (ЛАИР) открыло программу по созданию отраслевых ЦК. Их задача — объединить потенциал ученых и предпринимателей, создав своего рода тематические НИИ, чтобы поставить научные изобретения на коммерческие рельсы.
Предполагалось, что в состав центров войдут ведущие латвийские компании (70 предприятий) и научные учреждения (20 академических институтов и вузов). Последние будут проводить исследования по заказам компаний-партнеров по ЦК, но на благо всей отрасли. Фирмы оплачивают работы, однако из структурных фондов ЕС покрывается до 70% расходов. Соответственно, если результат окажется негативным, заказчик теряет лишь 30% от стоимости исследования. Центры имеют собственный штат и могут создавать рабочие группы под конкретные проекты. Общий объем финансирования на 2011–2015 гг. составляет изрядную сумму — 37,37 млн. латов. Однако на практике выяснилось, что постоянно возникает конфликт интересов, так как заказчиками и исполнителями фактически являются зачастую те же самые лица. Во-вторых, постоянно возникала ситуация, когда исследования делаются в интересах одного предприятия, а не отрасли в целом. Плюс к этому необходимо было обеспечить прозрачность расчетов и детализировать расходы.
В мае Кабинет министров внес изменения в нормативные акты, учтя пожелания Минфина по обеспечению прозрачности. В частности, появилось четкое определение, какие издержки будут покрываться. Тем не менее новые проекты центры начинать не могут. Следующим шагом должно стать появление новых нормативных актов, в которых будут расставлены все точки над «i». Сейчас идут активные дискуссии на эту тему, и коммерсанты затрудняются прогнозировать, во что все это выльется. Они опасаются, что придется начинать все с нуля и подготавливать проекты заново. В ЛАИР ситуацию не смогли прокомментировать, так как вопрос находится в ведении Министерства экономики. Пока лишь известно, что проект правил планируется подать правительству к сентябрю.
Амнистия с оговорками
Размах налоговой амнистии, закон о которой президент подписал в конце прошлой недели, может различаться по географическому признаку. Решение о списании пени и штрафов по налогу на недвижимость законодатель оставил в ведении самоуправлений.
Закон о мероприятиях по налоговой поддержке призван облегчить жизнь предпринимателям, накопившим долги перед бюджетом во время кризиса. Сам долг (по состоянию на 1 сентября 2011 года) им не простят, но позволят списать наросшие на нем пени и 90% начисленного штрафа. Действие документа распространяется на подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, НДС, акцизный налог, таможенный налог, обязательные выплаты социального страхования, налог на природные ресурсы и на недвижимость. На деле амнистия по последнему из перечисленных платежей может оказаться доступна предпринимателям далеко не везде: в каждом конкретном самоуправлении она возможна только если там утверждены соответствующие местные правила. Пока открытым остается вопрос, многие ли самоуправления успеют разработать необходимые правила к началу амнистии.