Более половины опрошенных жителей Латвии вполне толерантно относятся к контрабанде алкоголя, сигарет и топлива. В Литве «сочувствующих» более 60%, в Эстонии – треть. Таковы данные исследования компании Spinter Research, которое она провела в странах Балтии по заказу Литовского института свободного рынка.
А что плохого в контрабанде?
Этот своеобразный мониторинг потребительских настроений проводится второй год подряд. В опросе участвуют около тысячи жителей в каждой стране. По итогам нынешнего, оказалось, что в Латвии потребление нелегальных алкогольных напитков, табачных изделий и горючего полностью или частично оправдывает большинство — 51% населения. Еще в феврале 2012 года этот показатель составлял 43%. В Литве сочувствующих контрабандистам еще больше — 62% (год назад — 61%). В Эстонии удельный вес жителей, которые положительно относятся к черному рынку, за год сократился с 36% до 31%.
Основной причиной высокого спроса на контрабандную продукцию жители все трех республик считают сокращение возможностей купить легальный товар: в последние годы его стоимость выросла, а зарплаты снизились. Неблагоприятной тенденции способствует также и ценовая разница с соседними странами, связанная с высокими акцизами в Балтии. Меньшая часть респондентов полагает, что высокий удельный вес теневого рынка связан с коррумпированностью властей, сложностью ведения законного бизнеса, низкими штрафами и неспособностью правоохранительных органов обуздать нарушителей.
Самым эффективным способом изменить ситуацию свыше 60% латвийцев называют снижение акцизных налогов. Порядка 40% предлагают уменьшить государственное регулирование. Менее пятой части советуют усилить пограничный контроль. При этом в Латвии, в отличие от Литвы и Эстонии, почти никто не рекомендует властям повышать штрафные санкции.
Нас уже «приняли» в еврозону
Еще один сюрприз на неделе преподнесла аудиторская консалтинговая компания Ernst & Young. В своем новом докладе Eurozone Economic Forecast она предположила, что реакция Европейской комиссии на заявку Латвии о переходе на евро, скорее всего, будет положительной. То есть авторы исследования практически приняли Латвию в еврозону. Они указывают, что наша страна продолжает успешно восстанавливаться после экономического кризиса. Согласно прогнозу с 2014 по 2017 год ее ВВП ежегодно будет расти на 4-5,5%, что значительно превысит прирост, запланированный на текущий год. Ernst & Young отмечает, что успехи Латвии смотрятся особенно внушительно на фоне среднего показателя ВВП по ЕС, который сократился на 0,3%.
В отчете также говорится, что Латвия выполнила все основные критерии для вхождения в еврозону, поэтому ЕК может поощрить ее стремление. По мнению партнера латвийского отделения Ernst & Young Baltic Гунтара Кролса, это решение послужило бы сигналом для стран Южной Европы о том, что рецепты экономии позволяют достигнуть желаемого результата. Оно также укажет мировому сообществу на стабильность еврозоны и ее достаточно здоровое состояние для дальнейшего расширения, считает он.
В то же время в Eurozone Economic Forecast отмечается, что одним из главных рисков на пути присоединения Латвии к еврозоне может оказаться неубедительная поддержка европейской валюты среди населения. Последние опросы свидетельствуют, что такой шаг одобряет лишь треть жителей Латвии.
Госучреждения должны платить вовремя
Тем временем в парламенте Латвии началось продвижение законопроекта, призванного побудить государственные и муниципальные структуры более ответственно подходить к выполнению своих обязательств перед поставщиками из частного сектора. Юридическая комиссия Сейма на этой неделе единогласно одобрила к рассмотрению во втором парламентском чтении пакет поправок к Гражданскому закону, принятия которых требует специальная директива ЕС.
Законопроект, направленный на укрепление платежной дисциплины, делит всех дебиторов, не являющихся физическими лицами, на две категории — публичные учреждения (всевозможные государственные и муниципальные образования) и субъекты частного права. К первым предполагается применять более жесткие требования.
В частности, в поправках конкретизируются предельные сроки расчетов за поставленные товары и услуги. Для всех публичных структур (за исключением медицинских учреждений) они не должны превышать 30 дней. При наличии особых обстоятельств этот срок может быть продлен еще на месяц.
За несоблюдение оговоренного контрактом графика должник будет обязан с первого дня задержки перечисления заплатить поставщику единоразовый штраф в размере 30 латов плюс проценты за просрочку. Разработчики документа из Министерства юстиции объясняют необходимость более жесткого подхода к государственным и муниципальным структурам тем, что им, как правило, доступны более стабильные и непрерывные источники финансирования, чем частному сектору. В связи с этим необоснованные просрочки со стороны публичных учреждений создают коммерсантам неоправданные издержки.
Латвия – это Кипр, но все же
Самая горячая мировая тема — намерение властей Кипра обложить единоразовым налогом банковские депозиты – получила неожиданное продолжение в Латвии. По мнению экспертов, если с острова начнется резкий отток денег, в выигрыше могут оказаться латвийские кредитные учреждения, занимающиеся обслуживанием российских клиентов.
Общий объем депозитов, размещенных в оказавшейся на грани дефолта в стране, достигает почти 70 млрд. евро. Около трети этой суммы приходится на нерезидентов, среди которых большую часть составляют россияне, которые в качестве альтернативы Кипру в последнее время все чаще рассматривают Латвию.
По мнению президента Ассоциации коммерческих банков Латвии Мартиньша Бичевскиса, наш финансовый сектор благодаря сложившейся ситуации сможет укрепить свою клиентскую базу качественными вкладчиками, более четко представляющими, чего они хотят и что планируют делать со своими деньгами. Председатель Комиссии по рынку финансов и капитала Кристап Закулис считает, что Латвию не следует называть Кипром номер два. По его словам, на острове доля финансовых услуг в ВВП составляет 40%, в то время как в нашей стране — лишь 3–3,5%. Между тем, объем привлеченных латвийскими банками вкладов в конце прошлого года достиг 12,7 млрд. латов. На нерезидентов пришлась почти половина этой суммы — 48,9%.
017.000.108.0015