Еврокомиссия (ЕК) улучшила прогноз увеличения ВВП Латвии в текущем году с 3,8% до 4%. В следующие два года экономика нашей страны будет по-прежнему расти быстрее всех в ЕС. Прогноз роста ВВП еврозоны в 2014 году ухудшился с 1,2% до 1,1%. По итогам текущего года по-прежнему ожидается спад на 0,4%.
Впереди планеты всей
В опубликованном на этой неделе осеннем экономическом прогнозе Латвия впервые включена в группу стран еврозоны (официально присоединение к ней произойдет с 1 января 2014 года). При этом было уточнено, что удельный вес нашей балтийской республики в общем объеме ВВП монетарного союза составляет 0,23%.
Если прогноз роста ВВП по итогам 2013 года был повышен на 0,2 процентного пункта по сравнению с весенним докладом, то ожидания по следующему году остались неизменными: ЕК, как и полгода назад, рассчитывает на подъем экономики на 4,1%.
В этом году наилучшую динамику демонстрирует частное потребление. По итогам 12 месяцев рост этого показателя достигнет 6% против 5,8%, считают аналитики (в соседних Эстонии и Литве ожидаются более скромные 4,7% и 4,8% соответственно).
Электромобилизация страны
На собрание госсекретарей, прошедшее на этой неделе, поступила концепция развития электротранспорта на 2014–2016 годы. В документ на 80 страницах говорится, что данное направление может стать серьезной индустрией: ведь у нас есть и производители, и научный потенциал. Сейчас в Латвии имеется девять электрозаправок и 66 соответствующих средств передвижения. Однако легковушек из них всего 13.
Авторы проекта полагают, что если будет грамотная программа субсидирования, то на фоне развитой инфраструктуры и льгот (по транспортному налогу и парковке), их число станет расти как на дрожжах. По прогнозам, 2,5% всех проданных новых машин будут с электроприводом и к 2016 году их будет 700, а к 2020-му — уже 4 500. Поспособствует и удорожание бензина. Сейчас 100 км пробега на ископаемом топливе обходится в среднем в 4,4 лата, а в 2020 году будет 7,1–9,1 лата.
На реализацию программы намечено пустить 21,3 млн. латов. Треть (7,7 млн) пойдет на научно-технические изыскания, пилотные проекты, создание Центра компетенции. Еще 9,2 млн — на инфраструктуру. На прямые дотации отводится 3,8 млн латов. Схема субсидирования покупки электромобилей частными лицами и предприятиями предусматривает покрытие порядка 50% расходов. (Пока такой транспорт стоит примерно на 30% дороже обычного.) В Эстонии в рамках аналогичной программы пользователям предлагаются шесть моделей. К примеру, Peugeot iOn, которая стоит 29 700 евро, после покрытия издержек обходится в 14 850 евро.
Налоговые изменения – кому выгодно, а кому нет
Для транспортных компаний 2014 год будет связан с неизбежным повышением расходов: сборы за использование главных автодорог, так называемые евровиньетки, с 1 июля все-таки введут. Сколько потратит на них конкретная компания, напрямую зависит от ее автопарка (массы грузовика, экологичности, количества осей) и от выбираемых маршрутов. Например, за машину, колесящую исключительно по сельским грунтовкам, платить не надо, но достаточно ей выехать на одну из магистралей (пересечение не считается) — и придется отдать в бюджет не менее восьми евро. Делать это придется и иностранным фурам, пересекающим Латвию на пути в Россию или из нее, но, по прогнозам Министерства сообщения, источником 80% поступлений от нового сбора станут именно местные предприниматели.
Другой инновацией станет введение налога на субсидированную энергию. Но, как считают в породившем его Министерстве экономики, станет не бременем для народного хозяйства, а благом. С помощью этого сбора ведомство рассчитывает остановить рост компоненты обязательной закупки, за счет которой государство поддерживает альтернативную энергетику. Давая соответствующим производителям одной рукой субсидии, а другой — отбирая часть денег через налог (в зависимости от объекта ставка составит от 5% до 15%), оно рассчитывает получать дополнительные средства и их же перераспределять среди участников рынка.
В том же пакете законопроектов идет другая инициатива Министерства экономики — так называемый налог на крупные порты. Принятые Сеймом поправки предусматривают, что управления портов должны будут перечислять в основной госбюджет столько же, сколько сейчас они перечисляют в специальные бюджеты самоуправлений, а именно 10% от тоннажного, канального сбора, сбора с малых судов, якорного и грузового сбора. Министерство экономики, которое разработало это предложение ранее отметило, что в Латвии работают три крупных порта – Вентспилсский, Рижский и Лиепайский, удельный вес которых в общем грузообороте за 2012 год составил 98,19%. В пользование этим портам передана стратегическая публичная инфраструктура, за использование которой взимается плата с клиентов порта, но с доходов, которые получены за счет использования этой инфраструктуры и другой деятельности портовых управлений, никаких отчислений в государственный бюджет не осуществляется.
С таким же дальним прицелом приняты поправки к закону «О налоге с микропредприятий». Фактически он приведет к появлению дифференцированной ставки. С 2015 года нынешние 9% с доходов станут платить только совсем уж маленькие коммерсанты. Для всех, у кого оборот будет больше 7 000 евро, налог станет постепенно повышаться, пока не достигнет 15% в 2017 году.
В то же время политики не только сохранили скидки по подоходному налогу с предприятий за крупные инвестпроекты и за приобретение технологического оборудования, но и ввели новые — для расходов на исследования и разработки.
Быстро – не значит хорошо
Также на этой неделе правительство должно было рассматривать новый пакет поправок к закону «О защите прав потребителей». Документ уже лежал в э-портфеле Кабинета министров, однако в последний момент исчез из повестки дня. Как пояснили в Министерстве экономики (там готовились новые нормы), такое решение было принято накануне вечером на собрании коалиции. Официальное объяснение: необходимо все еще раз детально обсудить.
Одна из основных статей законопроекта — это введение потолка максимальной годовой процентной ставки для компаний небанковского кредитования. Указывается, что она не должна превышать 100% (требование не относится к микрокредитам, размеры которых менее 100 евро). Этот пункт вызывал больше всего нареканий у участников отрасли: они говорили, что такой низкий порог ставит под угрозу весь бизнес и при краткосрочных займах он становится просто нерентабельным. Впрочем, цифру чиновники взяли отнюдь не с потолка. В Литве она составляет 200%, в Эстонии — около 100%, а в Финляндии — вообще 50%.
Предусмотрено также ввести ограничение на заимствования в ночное время. Сервис не должен оказываться с 23.00 до 7.00. Это, полагают авторы поправок, минимизирует спонтанные займы. Кроме того, будут и ограничения по взысканию пеней. «Счетчик» займодатели включать смогут, но ставки по санкциям предусмотрены очень скромные: не более 0,05% в день или 18% в год.
По данным Ассоциации компаний быстрых кредитов, оборот всей индустрии в минувшем году составил 33 млн латов. В то же время статистика Министерства экономики показывала гораздо более масштабную картину: в 2012 году дистанционно было оформлено ссуд на 114,5 млн латов. Данные Центра по защите прав потребителей, обобщившего финансовые показатели за первое полугодие, свидетельствуют, что за январь – июнь компании быстрых ссуд выдали займов на сумму 68 млн латов.
017.000.108.6249