Ассоциация коммерческих банков Латвии начала акцию «Спокойный евро» (Eiromiera). Кампания призвана помочь малым предприятиям торговли и сферы услуг своевременно подготовиться к переходу на единую европейскую валюту.
С этой недели бригада из десяти велокурьеров развозит коммерсантам-рижанам информационные материалы – тест и календарь мероприятий. До конца октября их получат тысячи столичных мелких бизнесменов. Затем доставка должна распространиться на другие города.
Тест включает в себя 24 вопроса, объединенных в шесть тем. Каждая них затрагивает конкретные аспекты подготовки к переходу на евро. Среди них и предварительный заказ достаточного количества новых денег, своевременное отображение на ценниках параллельной стоимости товаров и услуг в двух валютах, приведение в порядок всей бухгалтерской документации, обучение работников и т.д. Чем больше отрицательных ответов, тем ниже у фирмы индекс «евроспокойствия».
Для того, чтобы будущее переключение на общеевропейскую валюту прошло без ажиотажа, к тесту приложен календарь запланированных мероприятий. Так, не позднее октября следует направлять бухгалтеров на обучение. И уж тем более не стоит откладывать в долгий ящик и работу по пересчету стоимости в евро и центы.
Как уже неоднократно сообщал BNN, евро станет официальной валютой Латвии (и, соответственно, лат начнет выводиться из обращения) с 1 января 2014 года.
Плата за проезд
Еще один новый налог предлагает ввести Министерство сообщения. Речь идет о сборе за использование главных государственных дорог, который, по подсчетам ведомства, должен принести в 2015 году около 11 млн. латов.
По нынешнему замыслу чиновников, с 1 июля следующего года использование главных трасс станет платным для двух больших групп транспорта: автомобилей массой от 3,5 тонны и от 12 тонн. Министерство сообщения предусмотрело суточный сбор (для легкого современного грузовика — 8 евро, для тяжелого — 11), недельный (20 и 36), месячный (40 и 71) и, наконец, годовой (400 и 711). Впрочем, приведенные цифры можно считать базовыми: реальная такса для конкретного автомобиля будет зависеть от количества осей и его экологичности.
Платить новый сбор придется не всем, а только тем, кто реально использует главные шоссе. К примеру, если компания занимается доставкой в пределах Риги и не выезжает на окружную, ее это не коснется. То же относится и к фирмам, чей транспорт перемещается в основном по второстепенным дорогам. Если же раз в год грузовик должен проделать какой-то путь по одной из трасс категории А, то его владельцу достаточно внести плату за день.
Плата за проезд по дорогам с 2007 года взимается в Литве, но там от взносов освобождают россиян и белорусов, а те, в свою очередь, — литовцев. В Латвии подобных исключений делать не планируют. Тем более что в России в конце следующего года собираются ввести новый сбор за проезд по главным дорогам — покилометровый и обязательный для всех.
Островок стабильности
Но есть и приятные новости: страны Балтии выглядят островком стабильности на фоне бури банкротств, охватившей целый ряд стран Центральной и Восточной Европы, свидетельствует исследование немецкой компании Creditreform. Правда, Латвия по своим показателям уступает Эстонии и Литве.
Согласно данным компании, в Латвии в прошлом году было зафиксировано 867 случаев финансовой несостоятельности фирм, что на 6,6% больше, чем в 2011 году. В Литве за тот же период прирост составил 4% (1 354 предприятия), а в Эстонии был отмечен спад на 5,6% (до 588).
В целом ситуация в Балтии за последнее время значительно стабилизировалось, что свело к минимуму упоминаемость трех республик в последнем исследовании Creditreform. В предыдущем отчете им было уделено значительно больше места. В 2011 году Латвия и Эстония отметились рекордным сокращением количества корпоративных банкротств — на 66,8% и 49,2% соответственно.
В ряде других стран Центральной и Восточной Европы ситуация обстоит совсем иначе. Обвал экспорта, сокращение внутреннего спроса, ухудшение показателей в строительстве и сложности с привлечением кредитных ресурсов подорвали положение многих предприятий региона.
Так, в Болгарии в прошлом году число корпоративных банкротств выросло на 87,6%, в Хорватии (присоединилась к ЕС летом этого года) — на 43,5%, в Чехии — на 31,3%, в Венгрии — на 17,9%, а в Польше — на 15,6%. В Румынии был отмечен спад на 3%, однако ситуация там по-прежнему остается тревожной: в балканской стране было отмечено почти 22 тыс. банкротств предприятий, что является одним из самых высоких показателей в ЕС.
Для Латвии прошлогодние показатели можно назвать вполне нормальными. Происходит необходимый естественный отбор. В кризисный период (2008–2010 годы) финансовый крах терпели достаточно крупные и известные компании в основном из сферы недвижимости и строительства. Теперь же банкротятся большей частью маленькие фирмы, так и не сумевшие себя как-то проявить.
017.000.108.5555
Халва ! Халва ! Халва ! Почему не становится слаще ??!