При внимательном рассмотрении тарифных проектов, представленных компаниями Augstspriegumas tīkls (AST) и Sadales tīkls, видно, что основной причиной высокого роста затрат для обеих является одна статья – затраты на компенсацию сетевых потерь.
Указав на это, председатель правления энергетической компании ООО Enefit Кристс Мертенс предлагает свое решение этой болезненной для всего общества проблемы. Это новая стратегия закупок.
Он поясняет: оба оператора по-прежнему надеются покупать электроэнергию, необходимую для компенсации потерь, по «спотовым» ценам биржи Nord Pool – вместо того, чтобы фиксировать эти затраты. Это сократит рост запланированных затрат компаний на несколько десятков миллионов евро.
Потери в сети, возникающие в результате передачи электроэнергии по проводам конечным потребителям, как физический процесс являются не только неизбежными, но и впечатляющими: AST потребляет около 170 гигаватт-часов в год, а Sadales tīkls — около 255 гигаватт-часов электроэнергии в год.
ОБЪЕМЫ УБЫТКОВ ОБОИХ СЕТЕВЫХ ОПЕРАТОРОВ СТАВЯТ ИХ НА ПЕРВОЕ место В СПИСКЕ КРУПНЕЙШИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ЛАТВИИ.
Соответственно, закупочные затраты, связанные с потерями электроэнергии и объемом технологического собственного потребления, являются одной из крупнейших составляющих затрат в обоих тарифных проектах, представленных сетевыми операторами.
На данный момент AST предусматривает на это около 46 миллионов евро в год, или 66% от прироста общих затрат. Sadales tīkls – 68 млн евро в год или 20% от общих затрат в новом тарифном проекте. Основная причина столь быстрого роста расходов связана со стремительным ростом цен на электроэнергию на рынке.
Применяя прежнюю стратегию закупок, предусматривающую закупку необходимого для покрытия потерь количества электроэнергии в Nord Pool по «спотовым» ценам, нам придется существенно переплачивать, поскольку мы также платим за риск неопределенности «спотового» рынка. В текущей ситуации, когда скачки цен на «спотовом» рынке составляют от нескольких сотен до нескольких тысяч евро, актуален вопрос: является ли это наиболее экономичным решением?
Покупка электроэнергии, предназначенной для компенсации сетевых потерь, по колеблющимся «спотовым» ценам предусмотрена политикой тарифообразования прошлых лет. Тезис о том, что стратегия «мирного времени» не работает в условиях кризиса, уже публично озвучивался, и это яркий тому пример. Следует понимать, что при быстром изменении рыночной ситуации должны быть соответствующие изменения в стратегии действий компаний.
Пересмотрев текущую стратегию закупок энергии и выбрав частичную или полную покупку количества электроэнергии, включенной в тарифы, по фиксированной цене в течение более длительного периода времени, эти статьи затрат можно было бы сократить даже на 50% процентов или минимум на 50 миллионов евро в год в следующем тарифном периоде. Учитывая, что компенсация потерь в сети составляет львиную долю новых тарифов, это было бы реальным решением для снижения их нагрузки на обоих операторов. От этого выиграют все предприятия и домохозяйства, так как плата за пользование сетевой инфраструктуры снизится, а сетевые тарифы в Латвии остаются на конкурентоспособном уровне.
Регулятор рынка соседней с нами страны, Эстонии, уже принимает решение о фиксации цен на потери электроэнергии в долгосрочной перспективе. Опыт последних лет Enefit [ее материнской компанией АО Eesti Energia — BNN] в сотрудничестве с крупнейшими потребителями электроэнергии в Латвии подтверждает, что частичная или полная фиксация цен на электроэнергию в долгосрочной перспективе в качестве стратегии закупок широко распространена среди энергоемких компании. Это приводит к стабильным, предсказуемым расходам и защите от значительного роста цен. Это решение отвечает интересам государства и всего общества, так как обеспечивает немедленное решение без использования дополнительных средств государственного бюджета или привлечения важных для развития страны средств ЕС, уходящих на компенсацию.
Решение существует, но необходимы быстрые и решительные действия. Даже сейчас, используя устаревшую стратегию закупок, мы ежедневно теряем несколько сотен тысяч евро, продолжая накапливать убытки на следующий тарифный период, предупреждает Кристс Мертенс.
Читайте также: Кариньш: предприятие Sadales tīkls следовало бы еще больше отделить от Latvenergo