Глобальный дефицит пустых контейнеров ощущается и в Латвии, отмечают коммерсанты, работающие в Управлении Рижского свободного порта.
Руководитель отдела маркетинга и связей с общественностью управления свободного порта Лиене Озола отметила, что нехватка пустых контейнеров в портах — прямые последствия влияния пандемии Covid-19 на международные контейнерные перевозки. Эксперты отрасли отмечают, что в сфере контейнерных перевозок пандемия оказала наибольшее влияние на традиционные логистические цепочки, что уже в начале 2020 года нарушило привычный баланс доступности контейнеров.
В результате по всему миру, в том числе в странах Балтии, образовался дефицит пустых контейнеров. Озола пояснила, что
Европа начала ощущать дефицит пустых контейнеров еще в начале прошлого года, когда под влиянием пандемии остановилась экономика Китая, и Европа не получила полные контейнеры из Китая.
После возобновления производства в Китае и прочих азиатских странах у экспортеров все еще недостаточно контейнеров для пересылки товаров, а в США, Европе и других странах, которые все еще борются с ограничениями из-за пандемии, не хватает рабочей силы и инфраструктуры для быстрой обработки товаров, что в свою очередь задерживает возврат контейнеров отправителям.
В результате существовавшие логистические цепочки, связывавшие регионы мира в сфере контейнерных перевозок, оказались разрушены, что вызвало дефицит пустых контейнеров.
Исполнительный директор ООО Rīgas Universālais termināls Янис Касалис отметил, что дефицит пустых контейнеров проблема не только нашего или европейского региона — с ней столкнулись экспортеры во всем мире. «Группа сингапурских предприятий Portek, в состав которых входит также Rīgas Universālais termināls, работает по всему миру и везде сталкивается с нехваткой пустых контейнеров — в Азии, Африке и в США. Причина проблемы пустых контейнеров — введенные в результате пандемии Covid-19 ограничения в различных регионах мира и торможение экономики, которое, к тому же, происходило не равномерно», — сказал Касалис.
Читайте также: В Вентспилсском порту за 12 млн евро обновлен Северный мол
«Сейчас события в сфере контейнерных перевозок происходят с большой инерцией, и после окончания пандемии Covid-19 потребуется определенное время, чтобы процессы в логистике упорядочились и ставки фрахта на контейнеры вернулись бы на докризисный уровень. Дефицит пустых контейнеров на рынке и связанные с этим проблемы в экспорте контейнерных грузов будут длиться по крайней мере до конца этого года или еще дольше», — прогнозирует Касалис.
Эксперты отмечают, что в результате дефицита контейнеров существенно выросли цены контейнеров, что проявляется в повышении базовой ставки фрахта на контейнерные перевозки. Член правления ООО Baltic Container Terminal Дмитрий Киселев упомянул, что под влиянием кризиса Covid-19, с прошлого года ставки фрахта на контейнеры выросли в три-четыре раза.
Дефицит пустых контейнеров и последовавший за этим рост отправлений контейнерных грузов из Латвии — большая проблема для латвийских экспортеров. Особенно это коснулась грузов с малой добавленной стоимостью, например, бревна и пиломатериалы, которые стало невыгодно отправлять в контейнерах.