Замена кассовых аппаратов на протяжении пяти лет не имеет ни взвешенного плана действий, ни ясности относительно окончательных сроков замены. В ходе ревизии законности и эффективности реформы кассовых аппаратов Государственный контроль выявил ряд недостатков, которые препятствовали успешному осуществлению реформы.
«Реформа затрагивает более 30 тысяч налогоплательщиков, которые ежедневно используют кассовые аппараты и кассовые системы. Перед тем, как осуществить такое масштабное изменение, государство должно было тщательно спланировать, с какими затратами столкнутся предприниматели, в какие сроки возможно осуществить изменения и что от этой реформы получит государство. Реформа кассовых аппаратов была необходима, но ревизия подтверждает, что для успешного завершения реформы не было создано прочной основы и предпосылок», — подчеркивает Государственный контролер Элита Круминя.
Поверхностное планирование и реализация, в результате чего 40% кассовых аппаратов не заменены
Государственный контроль в ходе ревизии пришел к выводу, что, хотя ограничение теневой экономики является приоритетом правительства с 2010 года, ни Министерство финансов, ни Служба государственных доходов (СГД) не имели достаточного потенциала для разработки качественной нормативно-правовой базы и осуществления реформы.
В начале этого года – через пять лет после начала процесса замены кассовых аппаратов – только 59% всех кассовых аппаратов были заменены в соответствии с новыми техническими требованиями. Большую часть не замененных кассовых аппаратов составляют кассовые системы и специализированное оборудование, замена которых требует индивидуальных решений. Поскольку замена кассовых аппаратов – это, прежде всего, внедрение информационных технологий, существует риск того, что, когда кассовые аппараты будут заменены, информационные технологии уже будут устаревшими.
Существенным условием замены кассовых аппаратов является их проверка соответствия определенным требованиям: структура по проверке соответствия предоставляет СГД подтверждение о том, что модель кассового аппарата соответствует указанным техническим требованиям. Однако первая структура, которая могла выполнить такую проверку, была зарегистрирована в СГД только в конце 2016 года. Согласно продленному сроку у предпринимателей оставалось лишь полгода для замены на новые, но не все модели кассовых аппаратов были доступны на рынке.
На основании констатированных несоответствий, обнаруженных в шести моделях кассовых аппаратов, ранее признанных соответствующими требованиям, в начале 2018 года СГД пришлось принять решение об их исключении из списка соответствующих моделей. На тот момент в пользовании предпринимателей уже находилось более 18 тысяч таких моделей. Признание их технически непригодными усилило недоверие предпринимателей к созданной системе и способствовало неопределенности при планировании будущего развития предприятий.
Планированные, но полученные ли доходы в государственный бюджет?
Министерство финансов и СГД планировали в результате реализации реформы дополнительные поступления в государственный бюджет: 18,5 млн евро в 2017 году и почти 17 млн евро в 2018 году. Этому прогнозу нет обоснования, поскольку ни одно из учреждений не располагает определенной методикой, позволяющей убедиться, какое увеличение поступлений в государственный бюджет потенциально обеспечит реформа.
Некачественная нормативная база и ее последствия
Одной из причин, влияющих на ход проведения реформы, является нормативно-правовая база, которая сложна и трудна для понимания даже специалистам данной области и в которой не используется единая общепризнанная терминология.
Изначально новые требования предполагали от предпринимателя использование кассового аппарата определенного типа при достижении определенного оборота, но в конце 2018 года Министерство финансов и СГД отступили от этого условия. Таким образом, даже в настоящее время нормативные акты не дают ясности относительно того, какие кассовые аппараты предпринимателю разрешено использовать.
Новое регулирование стало попыткой наложить более строгие требования к службам, обслуживающим кассовые аппараты. Однако в ходе ревизии был сделан вывод, что новые требования определены нечетко и являются формальными. СГД также не обеспечивает достаточного контроля над выполнением обязанностей этих служб.
Неиспользованные возможности контроля и отсутствие информации
Хотя в целом действующая нормативная база позволила бы СГД лучше контролировать уплату налогов, в ходе ревизии было установлено, что эти возможности используются не полностью. В настоящее время подразделение СГД, большая часть работы которого должна быть посвящена проверке регистрированных кассовыми аппаратами данных, тратит значительные ресурсы на устранение последствий некачественной нормативной базы, а также на повторное проведение части проверок, уже ранее проведенных структурой по проверке соответствия.
Государственный контроль также отмечает, что информация о кассовых аппаратах, размещенная на веб-сайте СГД, недостаточно качественная.