Мероприятия по устранению кризиса благотворно повлияли на восстановление отрасли информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), однако структурные реформы правительства по-прежнему слабые и практически не реализуются ни в одном секторе, сказал в интервью порталу BNN.LV председатель правления Komerccentrs DATI grupa Алдис Гулбис.
Каковы важнейшие события в отрасли ИКТ за последнее время?
Поскольку отрасль ИКТ признана одной из самых приоритетных в развитии народного хозяйства Латвии, Латвийская ассоциация информации и коммуникационных технологий (ЛАИКТ) отметила повышенный интерес членов ассоциации к общественным процессам, они готовы участвовать в государственных общественных проектах. Сейчас обдумывается проект о-товарищ (организационный товарищ) и i-товарищ. Мы хотим привлечь организации и индивидуальные лица, которые могли бы участвовать в деятельности ассоциации и в механизмах принятия решений.
Как кризис повлиял на вашу отрасль?
Можно сказать, что мероприятия по устранению кризиса способствовали быстрому развитию отрасли ИКТ. Вырос спрос на процессы оптимизации и повышения эффективности, которые являются неотъемлемой частью нашей отрасли. С другой стороны, по причине очень ограниченных ресурсов в других отраслях, мы часто дискутируем с их представителями – делать или не делать какую-то конкретную деталь, потому что сталкиваемся с желанием разделить ресурсы, предназначенные для отрасли ИКТ. В сфере государственного управления структурные реформы по-прежнему слабые. Но я надеюсь, что люди, решающие важные вопросы, будут готовы искать решения по существу, а не формально.
Когда ваше предприятие сможет достичь докризисных результатов?
Это не является нашей целью. Мы еще до кризиса думали о том, как пропорционально разделить направление деятельности, из которой создается оборот. До кризиса большая часть оборота состояла из активности, которую можно обозначить как продажу добавленной стоимости или value added reseller. Уже в то время мы хотели получать основные доходы от интеграции систем, от сервиса, консультаций и Центра помощи, но достичь этой цели было очень трудно. Однако кризис позволил это сделать, потому что продажа технологий почти не происходила. В этом году мы планируем существенно увеличить оборот по сравнению с прошлым годом. Он все еще не будет таким же, как до кризиса, но наша цель – работать над тем, чтобы каждый наш продукт был максимально выгодным с точки зрения выгоды, а не оборота.
Ощущаете ли Вы нехватку квалифицированной рабочей силы?
Спрос на квалифицированную рабочую силу больше, нежели предложение, и это не случайно. Возможно, в плане зарплат европейский уровень уже достигнут, потому что иногда дешевле оплатить работу зарубежного специалиста, нежели нанять местного.
Какие изменения в законодательстве Латвии вы хотели бы видеть?
Во-первых, стоит упорядочить, расширить и укрепить процедуру внешних закупок, которую область ИКТ предлагает уже на протяжении многих лет, и которая теперь используется очень мало. Кроме того изменения следовало бы ввести в формы проявления закона о закупках, а именно нужно способствовать конкурсному диалогу. Пока такая возможность допустима лишь в тех случаях, если предложение кажется сложным. На самом деле суть вопроса проста — заказчик не должен в деталях знать технические тонкости — это следует оставить на совести профессионалов данной отрасли. Это не противоречит нынешней ситуации на рынке.
Смотря шире, правительству следовало бы провести структурные реформы на уровне процесса государственного управления, а именно — стандартизировать его.
Как Вы оцениваете политику правительства по улучшению экономической ситуации в государстве?
На данный момент стоит отметить, что ни одна структурная реформа не была реализована. Это означает, что уровень доходов у нас будет как в Монако, а налоги мы будем платить как в Норвегии. Только после того, как это противоречие будет устранено, предприниматели смогут надеяться на то, что налоги не будут внезапно повышаться.