В закупке сканстского трамвая замечено ограничение конкуренции, сообщает «Общество за открытость Delna», которое в рамках пакта честности следит за проектом ООО Rīgas satiksme (RS) «Развитие трамвайной инфраструктуры Риги» (сканстский трамвай).
Проект предусматривал покупку 12 энергоэффективных низкопольных трамваев. На закупку, которую RS объявило 11 апреля 2018 года, а прервало 18 января 2019 года, записались два претендента. Один из них — Škoda Transportation, чью предполагаемую причастность к даче взяток сейчас проверяет Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией.
В ходе закупки Delna обратила внимание на требования, которые, по мнению Delna, необоснованно ограничивали и были слишком специфичными. В первом туре процедуры переговоров были выдвинуты такие требования, например: подтвердить оборот размером 50 млн евро, хотя средний объем закупки оценивался в 42 млн евро, и к моменту подачи заявления должен быть произведен и поставлен минимум один низкопольный трамвай, рассчитанный на типичную для Восточной Европы колею шириной 1 524 мм.
В оценочные критерии технической спецификации закупки была включена позиция «доступность и удобство ремонта» и сказано, что новые трамваи должны подходить имеющейся инфраструктуре RS. Депо RS уже адаптированы под трамваи Škoda. Вопреки рекомендациям Delna, возможность адаптировать инфраструктуру под других поставщиков вообще не рассматривалась. Отмена этих и других требований определенно усилила бы конкуренцию, которая привела бы к низкой цене и получению лучшей услуги.
В задачу Delnas входило задавать комиссии по закупке вопросы и давать рекомендации. Эксперты Delna следили, чтобы комиссия относилась справедливо и одинаково ко всем претендентам и обеспечивала честную конкуренцию.
С 2016 года Еврокомиссия реализует проект, в рамках которого в 11 странах ЕС одновременно испытывается пакт честности — инструмент надзора за проектами, финансируемыми при поддержке еврофондов.