Оценивая возможное место размещения терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Латвии, не было цели кому-то получить выгоду, а кому-то отомстить. Выбрано самое дешевое и выгодное решение, отметил министр экономики Артис Кампарс.
Зная о «региональной ревности», он воздержался назвать место размещения терминала, пока не получен анализ и расчеты от АО Latvenergo. Однако министр хотел бы снять все подозрения в отсутствии объективной оценки данного выбора.
Как сообщалось, на прошлой неделе, на еженедельной конференции, мэр Вентспилса, председатель правления Вентспилского свободного порта Айварс Лембергс высказался о преимуществах размещения терминала СПГ в Вентспилсе. По его мнению, это незамерзающий порт, хорошее географическое положение, а также опыт порта в хранении и погрузке сжиженного газа. Проект разработки терминала СПГ в Рижском порту его удивил. По мнению Лембергса, по существу речь может идти о двух портах – в Вентспилсе и Клайпеде.
В свою очередь Кампарс отметил, что инфраструктура, построенная в советские времена, строилась, подразумевая центром – Ригу. Этот аргумент он использовал, отстаивая Латвию как потенциальное место размещения терминала среди других Балтийских стран. Чтобы построить такой терминал в Эстонии или Литве, придется менять инфраструктуру.
Министр также отметил, что Латвия единственное место, где имеется подземное хранилище. Такой терминал не сможет долго работать без подземного хранилища, а новых нет и не будет.
Третий аргумент в пользу Латвии – это возможность транспортировать газ в место, неподалеку от Инчукалнса.
У партнеров из других балтийских стран были сомнения насчет того, что проект можно будет реализовать при поддержке российских газовых компаний, однако, теперь этот фактор устранен. «Второй фактор риска – это структура управления. Он также уже устранен, поскольку любому инвестору ясно, почему исследование доверили провести Latvenergo – предприятие может потреблять 40% латвийского газа», – поясняет Кампарс.
Министр высказал надежду, что оценка проекта будет готова в мае. На вопрос, когда ожидается решение Европейской комиссии (ЕК) о выделении средств для проекта, Кампарс сообщил что, в июне-июле ЕК сделает новое предложение о выделении финансовых средств в новом периоде, после чего последует длинная, обстоятельная дискуссия. По мнению министра, сейчас должно быть не только видение того, что в Балтийских странах это энергетически надежно и проект обеспечит альтернативные каналы поставок. Также должны быть известны все решения проекта, расходы и многие другие детали.
«Тогда мы будем рассказывать и показывать, во сколько этот проект обойдется, и сколько мы хотим от ЕК. Вероятно, будем ездить к потенциальным инвесторам, которые смогут профинансировать проект. Затем будет проведена детальная оценка среды и все остальное. Если деньги от ЕК поступят в следующем финансовом периоде, в 2014 году, то в том году и начнется строительство, которое можно будет завершить в 2016-2017 годах», – цитирует слова Кампарса портал Nozare.lv.
В свою очередь газ может поставляться из любой страны, которая готова его экспортировать. В том числе и из России, «но если терминалом будет пользоваться компания, связанная с Россией, можно будет выдвинуть некоторые условия».
«В момент, когда возникают вопросы в отношении России, важно, чтобы была возможность спокойно и без проблем привести газ, например, из Норвегии. Катара или Омана. Эти страны довольно активно и прямо выразили интерес к финансированию такого проекта. Конечно, не обошлось без трудных переговоров, поскольку эти страны хотят, чтобы мы в определенное время закупали конкретное количество газа», – добавил министр.