В прошлом году в Латвии на 13% сократились объемы продаж водки, что было вызвано сменой привычек потребителей, повышением акцизного налога, а также ростом нелегального рынка.
По данным СГД, в прошлом году в Латвии было реализовано 1,33 млн декалитров водки, что на 13% меньше, нежели в 2009 году, когда было реализовано 1,163 млн декалитров водки. Подобная тенденция сокращения объемов продаж наблюдается уже на протяжении последних двух лет. Водка по-прежнему является ярко выраженным лидером по объемам реализации среди алкогольных напитков. Однако доля рынка данного горячительного напитка год от года сокращается.
Некоторые участники рынка, опрошенные порталом бизнес-новостей BNN.LV, объясняют подобную тенденцию сменой привычек потребителей и новой культурой употребления алкоголя. Например, вместе с сокращением объемов продаж водки, в Латвии растут объемы сбыта виски и вина. BNN.LV уже сообщал о том, что рынок Латвии стремительно завоевывает виски.
Опрошенные торговцы объясняют подобную тенденцию ростом акцизного налога, подорожанием сырья, а также сильным влиянием нелегального рынка. То есть спад объемов продаж отнюдь не означает сокращение объемов потребления водки, потому как торговля нелегальным алкоголем в стране сейчас, по словам торговцев, «процветает».
Общие объемы продаж водки в магазинах сети Rimi Latvia в течение последнего года сократились примерно на 25%. В Риге этот спад выражен меньше, нежели в регионах.
«Спрос на водку сокращается параллельно повышению цен, что происходит в результате повышения акцизного налога, а также из-за того, что растут затраты производителей на закупку зерна для производства водки», — указала представитель Rimi Даце Валнере.
В свою очередь в магазинах сети Maxima с начала этого года до конца марта объемы продаж водки, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократились на 4,4%. «Главным образом это объясняется сильным влиянием нелегального рынка. Очевидно, что многие люди приобретают более дешевый контрабандный товар», — указал пресс-секретарь Maxima Иварс Андиньш.
Он также добавил, что в предыдущие два года спад уровня продаж алкогольных напитков был еще более резким — за два года в сумме он составил около 35% — в это время правительство неоднократно повышало акциз на алкоголь, он стал дороже, поэтому процветала контрабанда.