Латвия готова поделиться опытом своих реформ с Египтом, если ему, Египту, это будет нужно, — заявил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич. Информагентство BNN задумалось…
Это обещание глава внешнеполитического ведомства дал в Риге послу африканской страны, рабочая резиденция которого находится в Стокгольме. Что ответил Мухаммед Усама Таха Аль-Магдуб (Mouhamed Osama Taha El-Magdoub) история умалчивает. На официальном сайте посольства Египта в Стокгольме нет ни единого упоминания о встрече с г-м Ринкевичем.
Меж тем новостное агентство LETA подробно приводит слова главы МИДа: «У Латвии богатый опыт реформ, ведь, обретя независимость в 1991 году, необходимо было не только перестроить уже существующие институты, но и создать много новых», — подчеркнул Ринкевич. Он также выразил удовлеворенность демократическими реформами, происходящими в Египте, и призвал власти этой страны продолжать мирный процесс перехода к демократическому управлению государством, который должен завершиться свободными и честными выборами. Заметим при этом, что жертвы непрекращающихся столкновений на каирской площади Тахрир исчисляются уже сотнями.
Если отнестись к завлению главы внешнеполитического ведомства Латвии не как к протокольной любезности, но как к деловому предложению, есть над чем серьезно поразмышлять. И, в первую голову, над тем, чего, по большому счету, Латвия, как государство, добилась, кроме пресловутых четырех свобод, обретенных после вступления в ЕС: свободы перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала? Нынче страна совершенно свободна от собственных товаров и услуг (читай: производств), а также рабочей силы, которая свободно укатила за заработками на Запад. Про свой капитал так и вовсе стыдно заикаться в условиях успешного проедания денег международных кредиторов.
Кстати, последний пункт сопряжен с демократическими реформами, проведенными в Латвии. Как резонно отметил в беседе с BNN бывший министр финансов, а ныне крупный фермер, Гундарс Берзиньш, Латвия всего за несколько лет перешла от тоталитарного строя к демократическому, с нуля создала свободные институты и свободный же рынок. И пусть этот переход часто происходил с перекосами и ошибками, но это уникальный опыт, которым можно делиться. «Если мы можем кому-то помочь, то почему бы и нет? Латвия – маленькое государство, и если о нас где-то в мире узнают, это только хорошо. Конечно, никаких чудес Египту мы предложить не сможем, учитывая разность культур и ментальности, но если что-то из нашего опыта им пригодится, это только позитивно», — считает Берзиньш.
Депутат Европарламента Альфред Рубикс в ответ на просьбу BNN прокоментировать «египетское» предложение Эдгара Ринкевича привёл такой анекдот. Судовой повар, узнав, что судно тонет, решил отвлечь пассажиров. Он заявил, что бросит об палубу куриное яйцо, и пароход пойдет ко дну. И, уже барахтаясь в воде, услышал: «И сам ты… неадекватен, и шутки у тебя неадекватные».
Возьмем хотя бы демократическую систему латвийского госуправления. В 2010 году в ней трудилось 183,2 тыс человек, «что является самым низким показателем за 12 лет», — отмечается с некоторой гордостью в отчете Государственной канцелярии (полностью его можно посмотреть здесь). Сюда входят и учителя, и полицейские, и врачи, и служащие различных госструктур. Из этого числа собственно чиновников, работающих в министерствах, огранах госуправления «только (!) 68 тысяч».
Но вспомним, что на пике «тучных» лет, в 2008 году, на госслужбе состояло 212,2 тысячи человек, из них 88,3 – в прямом госуправлении, на содержание которых в тот год была израсходована пятая часть бюджета, или более одного миллиарда латов. Сделаем и еще одну «зарубку»: в Литве чиновников около 20 тысяч, в Эстонии — 26 тысяч. То есть даже в «голодные» годы Латвия способна содержать в среднем в три раза больше чиновников, чем соседи-балтийцы.
Возвращаясь к экспорту реформ в Египет: каким именно опытом готов поделиться г-н Ринкевич от лица всей Латвии? Как на практике это возможно сделать? Наконец, зачем это надо Египту? Как ему пригодится опыт государства, основное достижение демократии в котором — упитанность чиновников? Нет ответа. Но если Египту удастся на севере Африки построить вторую Латвию, г-н Ринкевич заслуживает памятник. Оно бы, конечно, лучше на берегу Нила, а не Даугавы.
Ref: 017.000.101.271