Одним из первых вопросов, которые планирует поднять в Европарламенте (ЕП), Мирослав Митрофанов, занявший место депутата Европарламента (ЕП) Татьяны Жданок, которая сложила мандат, является вопрос о негражданах.
В ближайшее время он будет договариваться с коллегами о том, чтобы в комитете по петициям был рассмотрен вопрос о негражданах Латвии и Эстонии. «Заседание предусмотрено на апрель или май, но мне важно добиться того, чтобы этот вопрос остался в повестке дня комитета по петициям», — признался Митрофанов.
Есть и так называемая интергруппа — полуофициальное объединение, куда входят депутаты из разных фракций и групп, сказал Митрофанов. В ней, по его словам, будет рассматриваться вопрос о латвийской школьной реформе, возможностях русских и прочих нацменьшинств получать образование на родном языке. «Для меня это очень важно, ведь таким образом создается связь с другими фракциями ЕП», — сказал политик.
Он говорит, что Латвия — не единственная страна в ЕС, где еще решается вопрос об образовании на языках нацменьшинств, при этом в других странах он уже давно решен. Например, в Финляндии сразу после получения государственной независимости был достигнут компромисс об образовании на родном языке шведского меньшинства, а в Великобритании в оборот вернулся валлийский язык, который в 60-70-х годах стал языком преподавания в школах этого региона, рассказывает Митрофанов.
«Хуже, чем в Латвии, вопрос об образовании на языке нацменьшинств решается в Греции. Там македонский язык почти запрещен», — считает Митрофанов.
В Эстонии и Литве проблемы образования нацменьшинств, по его мнению, близки к ситуации в Латвии. «В Эстонии закреплены «красные линии» — существование школ нацменьшинств и русский язык как средство обучения. Обсуждается лишь пропорция языков преподавания в гимназиях. В Литве ситуация напряженная из-за польских, а не русских, школ. Есть достаточно открытый конфликт между польским меньшинством и литовским большинством об употреблении польского языка в работе муниципалитетов, топонимике», — сказал Митрофанов.