Несмотря на то, что за последние пару лет магазины алкоголя в Риге появляются как грибы после дождя, этот бизнес в Латвии сейчас переживает трудные времена. Из-за налоговой политики, конкуренции и низкой покупательной способности населения достижение даже низкой рентабельности уже можно назвать большим успехом.
Так данную отрасль порталу бизнес-новостей BNN.LV охарактеризовал директор компании по оптовой торговле алкоголем Mobil Plus и председатель правления Объединения производителей и торговцев алкоголем (ARTA) Витолд Бреммер. Вместе с тем он подчеркнул, что новым компаниям нелегко войти на рынок. «Романтическое представление» о том, что в данной отрасли легко заработать, — ошибочно.
Пока хорошим показателем работы в отрасли считается возможность избежать убытков. Трагическим был 2009 год, когда пришлось уволить много сотрудников. «Людей пришлось увольнять всем. Это нелегко, но если приходится выбирать между дальнейшим существованием компании и увольнением хороших работников, то, к сожалению, выбора на самом деле нет», — указал эксперт.
Одним из наиболее важных факторов в данной отрасли можно назвать повышение акцизного налога. Из-за низкой покупательной способности потребителей, растет спрос на дешевые продукты. Вместе с тем, по словам Бреммерса, растет доля рынка нелегального алкоголя и государство не получает запланированные доходы от повышения акциза.
Бреммерс не скрывает, что оптовые торговцы нередко существенную долю продукции продают по цене ниже себестоимости. «Это так называемые «локомотивы», с помощью которых завоевывается рынок». Подобная стратегия помогает довольно быстро завоевать отдельный сегмент рынка и удержать позиции в дальнейшем. Однако если такую же стратегию используют и конкуренты, то эффект от нее заметно ухудшается.
Конкуренция в отрасли условно большая — на рынке работает много «компаний-однодневок», которые живут иллюзиями, что оптовая торговля алкоголем дает много возможностей. Серьезными игроками на рынке можно считать примерно десять компаний. Число оптовых лицензий превышает 50.