«Наследие» Шлесерса вынуждает государство терпеть крупные убытки

Экс-политик Айнарс Шлесерс

Ирландская авиакомпания Ryanair победила в Международном арбитражном суде аэропорт Рига. Теперь аэропорту придется заплатить более полутора миллионов евро, к тому же он не получит долг Ryanair — более двух миллионов евро. Еврокомиссия до сих пор изучает, не получала ли Ryanair незаконной государственной поддержки в рижском аэропорту. В суде Рижского района Ryanair просит исполнить решение арбитражного суда.

Эксклюзивный договор Ryanair с аэропортом Рига позволял ей в течение десяти лет наслаждаться более выгодными условиями, чем у других авиакомпаний. Сейчас аэропорту приходится расплачиваться за эту скидочную политику времен Шлесерса. По решению Международного арбитражного суда аэропорт из своего кармана должен заплатить авиакомпании Ryanair   более полутора миллионов евро. Платеж отложен, пока Еврокомиссия не закончит выяснять, не получала ли Ryanair незаконной господдержки, сообщает телепередача Nekā personīga.

Айнарс Шлесерс объявил развитие аэропорта своим приоритетом еще будучи вице-премьером в правительстве Репше в 2003 году и когда стал министром сообщения, то продолжил делать все для этого. Он посчитал, что аэропорту удастся привлечь большое количество пассажиров за счет низкой пошлины и скидочной политики для отдельных авиакомпаний. Таковой стала ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair.

Договор от 23 июля 2004 года гарантировал Ryanair низкие платежи за обслуживание: за каждого пассажира она платила аэропорту всего четыре с половиной евро. А за наземное обслуживание каждого самолета  Ryanair аэропорт вместо 500 евро мог брать всего один евро. Через три года договор был изменен на еще более выгодных для авиакомпании условиях.

Этот эксклюзивный договор был в силе и в 2012 году, когда аэропорт ввел пассажирский сбор за безопасность. Шлесерс на тот момент уже не был в Минсообщения. Ryanair отказалась платить новую пошлину и сочла ее нарушением ранее заключенного договора. Авиакомпания подала на аэропорт в Международный арбитражный суд в Лондоне и выиграла. Теперь аэропорту нужно компенсировать Ryanair 802 000 евро и покрыть судебные издержки. На этой неделе в суде Рижского района Ryanair просила исполнить судебное решение.

Nekā personīga узнала, что аэропорт должен будет заплатить Ryanair 1 569 086 евро. Но это не единственные убытки аэропорта. Арбитражный суд решил еще один вопрос в пользу Ryanair и постановил, что аэропорт был не вправе взимать дополнительную плату за услуги аэронавигации. То есть аэропорт не вернет более двух миллионов евро долга Ryanair.

На судебном процессе аэропорту не удалось убедить иностранного судью, не помогли и свидетели, рассказавшие, что соглашение было заключено по распоряжению министра сообщения Шлесерса. Именно он предложил Ryanair  единый платеж в договоре, и об этом свидетельствует электронная переписка Шлесерса и руководства Ryanair в течение года до подписания договора. Из э-писем следует, что руководство аэропорта противилось ряду условий договора, однако Шлесерс политически вмешался. Он на встрече с представителями Ryanair пообещал им, что государство оплатит большую часть услуг Ryanair, если только многократно вырастет число перевезенных пассажиров.

После долгого периода раздумий аэропорт обратился с жалобой в Еврокомиссию, чтобы она проверила, получала ли Ryanair в период с 2004 по 2014 год незаконную господдержку. В данный момент латвийская сторона активно предоставляет свои подсчеты убытков, которые потерпела благодаря эксклюзивному договору Шлесерса и Ryanair.

Жалоба аэропорта в Еврокомиссию — не первая. До этого было расследовано 21 дело против Ryanair. В большинстве из них Еврокомиссия не усмотрела правонарушений, а шесть жалоб закончились крупными штрафами для Ryanair. Общая сумма компенсаций превышает десять миллионов евро. Самую большую компенсацию — 6 400 000 евро — Ryanair должна будет заплатить Франции за договор с аэропортом Ним.

«В случае, если Еврокомиссия признает, что поддержка получена незаконно, тогда Латвийское государство — или через аэропорт — должно будет взыскать незаконно полученную поддержку. А если Еврокомиссия признает, что все в порядке, то, значит, все в порядке. Государство, в принципе, особо ничем не рискует, поддерживая такую жалобу», — прокомментировала заместитель госсекретаря Минсообщения Джинета Иннуса.

Жалоба в Еврокомиссию обеспечила аэропорту небольшую передышку перед уплатой Ryanair более полутора миллиона евро. Суд Рижского района по просьбе представителей аэропорта остановил судопроизводство по иску об исполнении решения.

«Как следует из той части решения, которую мы только что услышали в зале суда, мы просили остановить судопроизводство, пока не Еврокомиссия не примет решение по жалобе, в которой указано, что Ryanair получила незаконную господдержку», — отмечает присяжный адвокат бюро COBALT, представитель рижского аэропорта Угис Зелтиньш.

С весны прошлого года у аэропорта с Ryanair новый договор, который равноценен соглашениям с другими авиакомпаниями. Несмотря на угрозы вплоть до ухода из Риги, прошлый год для авиакомпании был лучшим в плане количества пассажиров.

В 2010 году Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией начало расследовать последствия не выгодного для государства договора с Ryanair и роль Шлесерса в нем. Затем дело закрыли. И лишь после протеста Государственного контроля расследование было возобновлено, однако результатов до сих пор нет.

Шлесерс, который сейчас работает в бизнесе, связанном с экс-премьером Андрисом Шкеле, до сих пор уверен, что договор Ryanair был выгоден государству: «Поскольку я уже больше не политик, то не хочу широко комментировать политические процессы. А что касается вашего вопроса, могу сказать, что в мою бытность министром сообщения политику в авиационной сфере поддержал Кабмин! В результате чего рижский аэропорт превратился их маленького, провинциального аэропорта в крупный аэропорт Балтии, увеличив пассажирооборот с 650 000 до 5 000 000! Снижение цен на билеты на авиаперевозки позволило летать большему числу латвийцев! А также благодаря этой политике Латвия с каждым годом привлекала все больше иностранных туристов, которые оставляли в латвийской экономике сотни миллионов евро! Мне очень жаль, что сейчас латвийская авиационная отрасль находится в стагнации! С уважением, Айнарс Шлесерс».

Аэропорт подал жалобу в Еврокомиссию два года назад, незадолго до окончания срока действия договора.

Ref: 102.112.112.3925

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости