Латвийские предприятия по транзиту угля в год переплачивают около 50 млн долларов США (27 млн латов) только потому, что транзит угля из России осуществляется по окружной дороге через Белоруссию, указал представитель ГАО Latvijas dzelzceļš Эрикс Шмукстс.
Он также признал, что улучшение ситуации в этом году не ожидается, потому что российская сторона связала увеличение грузооборота из России в Латвию связала с реализацией проекта по запуску скоростного поезда, который не может быть реализован скорее, чем через пять лет. Совет портов решил направить этот вопрос на рассмотрение российско-латвийской межправительственной комиссии.
Шмукстс пояснил, что уже в течение пяти лет грузы с углем перевозятся транзитом через Белоруссию. Российская сторона в последние годы не реализует никакие крупные проекты, чтобы развить транспортный коридор Москва-латвийская граница. Дорога, которая идет через Белоруссию позволяет транспортировать более мощные грузы, поэтому проблем с транзитом там нет. Проблема состоит в том, что транзит таким образом становится дороже. Для того, чтобы стимулировать экспорт своего угля, Россия установила специальные тарифы — 14,5 долларов США (7,8 латов) за тонну угля во всех направлениях — как до границы с Эстонией, так и с Латвией и Белоруссией. В результате, клиентам, которые занимаются транзитом угля, надо дополнительно платить за транзит через территорию Белоруссии от 2,5 до 3 долларов США (1,6 латов) за тонну.
Если считать, что в год перевозится от 14 до 15 млн тонн, то компаниям, занимающимся транзитом угля в год приходится переплачивать около 50 млн долларов, пояснил представитель LDz.
Этот вопрос уже рассматривался на различных уровнях, организованы рабочие группы, чтобы уголь можно было бы транспортировать напрямую из России, сказал Шмукстс. В течение некоторого времени LDz могло пускать через пограничный пункт Пыталово десять поездов в день, через Зилупе — 15 поездов. На самом деле, ситуация была гораздо сложнее и LDz может принять через эти пункты около 18 поездов в сутки, потому что российская таможня тормозит движение через таможенные пункты и от этого мощность снижается. Однако, вопрос не был решен, потому что Россия не взяла на себя ответственность дать право одним везти уголь напрямую, а другим — через территорию Белоруссии.
В прошлом году ситуация ухудшилась, потому что после конфликта России и Белоруссии, Россия поставила цель запретить Белоруссии заниматься российским транзитом и направила все грузы напрямую через российско-латвийскую границу.
В результате, в настоящее время из России приходят 25 поездов в сутки, а 45 поездов стоят в очереди и наблюдается перегрузка. Это лишь политическое решение России, практически же таких мощностей нет, пояснил представитель LDz.
Единственный вариант — развитие транспортного коридора Москва-латвийская граница. Во время визита Валдиса Затлерса в Москву этот вопрос также рассматривался, но Россия предложила взамен скоростной поезд.Это тоже неплохой вариант, потому что если мы начнем развивать пассажирские перевозки, параллельно можно увеличивать мощности грузовых поездов.
Как признает министр сообщения Улдис Аугулис, тот факт, что каждая тонна угля, которая проходит через территорию Белоруссии становится дороже на три доллара США, не из лучших, но от самых высокопоставленных должностных лиц России получено подтверждение о готовности сотрудничать.