Пумпурс и Гайлис выходят на рынок альтернативной энергии

Улдис Пумпурс

Миллионер и предприниматель Улдис Пумпурс вместе с экс-премьером Марисом Гайлисом собираются создать ветряной парк для производства электроэнергии.

Они видят в этой отрасли большой потенциал, хотя проблем здесь тоже немало. Например, они считают несправедливой систему разделения квот. Об этом в интервью порталу BNN.LV рассказал Улдис Пумпурс. Он также сообщил, что принадлежащий ему завод Užavas alus на данный момент работает над тем, чтобы войти на российский рынок. Даже обсуждается строительство нового пивоваренного завода в России. Продавать свой завод Пумпурс не собирается, потому что это «семейное имущество и продано не будет».

Правда ли, что вы планируете передать франшизу на Ужавский пивоваренный завод, созданный в 1994 году, другим людям?

Вовсе нет. Сейчас мы используем лучшие немецкие технологии для варки живого пива. Я вложил в пиво Ужавас миллионы евро, не хотелось бы называть конкретные цифры. Когда начал возводить завод, я подал заявку на освоение фондов ЕС в размере 600 000 латов, но при этом потерял 700 000 латов из-за бюрократических процедур, которые задерживали открытие производства. Так что в итоге завод построил на свои средства.

Туристы записываются к нам на экскурсии уже на май. Это отличная популяризация марки. К тому же у нас есть прекрасный сувенирный магазин. Ко мне много раз обращались инвесторы, которые приобретали Aldaris, Līvu alus и др. с предложениями выкупить у меня пивзавод, которому принадлежит 4% рынка. Я им строго говорил, что это имущество моей семьи, оно не продается, а будет только развиваться.

Вы посылаете ужавское пиво латышам, которые живут в Ирландии и Великобритании, или, например, в литовские или польские магазины?

В небольших объемах я отправлял пиво с помощью одного латыша, дочь которого открыла магазин недалеко от Лондона.

У вас были хорошие сорта светлого и темного пива, для чего вы сделали еще более дешевый сорт?

Сначала мы хотели сделать полу-алкогольное пиво для водителей, чтобы они могли выпить и спокойно ехать. Потом, поддавшись законам маркетинга, сделали более легкий сорт – 4,2 градуса. Оно рассчитано больше на женщин и тех, кто не хочет быстро опьянеть. Летом такой сорт идет хорошо. Сколько любителей пива, столько и вкусов. При покупке оптом оно получается гораздо дешевле, а магазины добавляют большую наценку из-за марки Užava – вплоть до 100%.

Какие партнеры по сотрудничеству помогли вам попасть в эстонские магазины?

Когда вы звонили мне договориться о времени на интервью, у меня как раз гостил представитель из Эстонии. Я не совсем доволен тем, как он работал. Наобещал много, а в реальности вышло по-другому. Я больше доверяю тому, что сам делаю, а не тому что кто-то говорит. Эстонцы узнали мою продукцию. Но гораздо более перспективный рынок – это Россия, где установлена 60% ввозная пошлина на пиво. Но общая емкость рынка просто неизмерима. От продажи одной бутылки в России прибыль составит два-три сантима. Но я надеюсь, что в скором времени Россия присоединится к Всемирной торговой организации и пересмотрит тарифы ввозных пошлин. Тогда мне надо будет подумать о строительстве нового пивоваренного завода в России, потому что там живут миллионы любителей пива. Я думаю, что основу бизнеса должен закладывать сам владелец. Потом его можно передать в руки надежного менеджмента, но и тогда за процессом надо следить постоянно.

Есть ли у вас в России надежные партнеры, которые могут помочь со строительством завода?

Как вам известно, я еще и нефтяник. Прежде, будучи в должности председателя совета терминала компании Puses un Ventspils nafta, я работал с российской стороной. Моими друзьями стали российский министр энергетики, представитель Транснефти и другие люди, один из которых лично мне облегчил доступ на защищенный российский рынок. В бизнесе все зависит от людей, у которых есть пробивные способности, которые знают по каким коридорам идти и в какие двери стучать. Поэтому, я надеюсь, что мне там повезет. Я уже оплатил визит российской комиссии по сертификации продуктов на завод в Ужаве. Отзывы положительные. С точки зрения бизнеса мне было бы выгоднее войти на российский рынок с началом жаркого знойного лета, когда пиво потребляется активнее всего. В России пиво (Балтика и другие) все с одинаковым вкусом, только названия отличаются, потому что фабриками руководит Carlsberg. Это «ширпотреб». Жизнь такая интересная, поэтому не стоит строить прогнозы на несколько лет вперед. Россия быстро меняется.

Например, русские правильно сделали, что развили свои порты в Приморском крае и в других местах. Они научились считать деньги и находить дешевый транзит нефти. Так что в осушенной нефтяной трубе LatRosTrans подача нефти еще может возобновиться. Наша крупнейшая ошибка была в том, что мы их, как акционеров и партнеров, не взяли в Ventspils nafta. Нефтяные продукты принадлежат российским сырьевым компаниям. Нигде не сказано, что обрабатывающий нефтяной завод Мажейки в Литве обскакал нас на все времена. Не стоит полагаться на обслуживание экспорта нефти из Венесуэлы через Белоруссию, потому что так мы подорвем экономические отношения с Россией. То, что белорусы купили в Вентспилсе терминал переработки калиевой соли – это другое.

Как вы считаете, преодолела ли Латвия самую нижнюю точку кризиса?

Я этого не вижу. То, что мы преодолели экономический кризис — это все популистские речи управляющих политиков. Слава богу, что у нас хорошие отношения с соседями – Швецией, Германией, Великобританией и Россией, которые хотят вытянуть нас наверх. А сами мы стоим на месте. Ничего нового не создали. Политика нынешней власти – это безумие. Я окончил Высшую партийную школу и был секретарем компартии Вентспилского района, мой диплом был о правильном подборе персонала. Почему я это говорю? Я считаю, что тот, кто хочет руководить министерством или страной, должен пройти карьерную лестницу с самого низа до верха. Это полный абсурд, когда руководителей отделов и департаментов сразу назначают министрами. Так не должно быть.

По вашему мнению сейчас удачный момент для инвестиций в альтернативную энергетику?

Мы с экс-премьером Марисом Гайлисом хорошие друзья, поэтому я предложил взяться за установку ветряных генераторов. Когда в советские времена в Вентспилском районе я был председателем агропромышленного комплекса, нас вчетвером из Латвии отправили на месяц в Данию – перенимать опыт альтернативной энергетики. Тогда это никого не интересовало. Сейчас мы с Гайлисом развиваем этот бизнес в Вентспилском районе. В корне неправильна система разделения квот на электроэнергию, потому что мы совершенно не ощущаем поддержку со стороны государства. Государственное акционерное общество Latvenergo должно было бы помогать частникам, чтобы мы скорее могли бы начать производство дефицитной (зеленой) электроэнергии. На западе помогают построить линии электропередач и соединения, а здесь все происходит с точностью наоборот. Министерству экономики следовало бы больше заботиться об этом секторе, чтобы в энергетике мы могли бы твердо стоять на своих ногах. Для всего этого требуется политическое решение.

Когда вы начнете получать нефть из месторождений в Гудениеках, где запасы нефти составляют около 700 тыс тонн?

Да, в одном интервью я прогнозировал, что там можно добыть до 140 тыс тонн нефти. Моя земля находится на вершине нефтяных месторождений, так что под моими владениями самый глубокий нефтяной слой. Я добыл из Москвы все диски с исследовательскими данными 1980-х годов. Знаю, что нефтяной бизнес очень тяжелый. Топтание на месте продолжается с 2003 года. Двоим на такой маленькой территории нечего делать. Предприниматель Петерис Шмидре из Министерства экономики оформил разрешение на исследование нефти, в том числе и на земле в Гудениеках. Возможно, приглашенные специалисты умышленно обманули Шмидре. При малейшей ошибке во время буровых работ или при более мощной выкачке, из-за поднятия уровня грунтовых вод земля была бы испорчена на 20 лет. Я прекратил там все работы, не растерялся и подготовил господину Шмидре и Министерству экономики письма о том, что «в бизнесе всегда надо делиться».

Вам с Василием Мельником принадлежит АО Deal, которое хочет сделать Даугаву водным путем до Витебска. Каковы успехи в этом проекте?

Экономист Улдис Осис уже подготовил бизнес план. Мы попросили его съездить в Нидерланды и Брюссель, чтобы выяснить, будет ли ЕС (в том числе Европейский инвестиционный банк) заинтересован в таком проекте. Мы получили ясный сигнал – скоро учреждения ЕС потребуют от всех стран-участниц предоставить отчет о том, насколько эффективно используются внутренние водные каналы.

Я не ненавистник природы и Даугавы. Конечно, нельзя ничего делать, пока не было проведено исследование о вероятном влиянии на среду. Водные каналы медленные, но они в пять раз дешевле, чем железнодорожные перевозки и в 60 раз дешевле автотранспортных перевозок. К тому же они более экологичны. Я не утверждаю, что Даугава должна стать таким каналом, как Суэцкий или Панамский. Мы не разворотим Даугаву, потому что должен остаться естественный поток и красивые берега. Чтобы перемещать гидроэлектростанции, в мире придумана целая система лифтов на кораблях типа барж. Надо будет привести в порядок рыбные пути, потому что раньше в Даугаве был лосось.

Мы рассчитали суммарные издержки на реализацию проекта, получилось два миллиарда евро. При министре сообщения Каспарсе Герхардсе мы «на бумаге» создали рабочую группу для предварительного исследования проекта. Герхардс, будучи националистом,  сказал: «Черт возьми этих белорусов, с чего я должен пускать их к Балтийскому морю?» А в это время белорусы уже делали реальные шаги к строительству новой ГЭС около Витебска и Полоцка. Протоколы о намерениях с Белоруссией и Украиной были подписаны еще во времена первого правления Ивара Годманиса, но с нашей стороны они не были выполнены, о чем мне рассказал Алфред Чепанис. Латвия все еще не организовала конструктивное обсуждение с Белорусской стороной о том, что они могли бы перевозить и что делать для общего дела. Белоруссия соблюдает дипломатический этикет, поэтому без согласования с нами не предает гласности информацию о своих намерениях. Двум странам было бы легче между собой договориться. Надо видеть, окупится ли это.

Те, кто знает портовый и железнодорожный транзит, опасаются наших амбиций и стараются поставить всяческие преграды. Если бы построить две дополнительные ГЭС на Даугаве, все жители Латвии могли бы использовать более дешевое электричество. В таком проекте можно было бы трудоустроить 10% от всех 163 тыс. латвийских безработных. Это дало бы импульс для развития всей Латгалии. Почему эти проекты оцениваются на уровне эмоций, а не здравым разумом?! С помощью денег Министерства защиты среды и регионального развития лучше бы привели в порядок берега Даугавы, чтобы течение их не размывало, а не галдели бы в пустую. Жизнь заставит наших правителей начать мыслить реально. Я встречался с новым и прогрессивным министром сообщения Улдисом Аугулисом, который подтвердил: «Если местные водные каналы экономически выгодны, их обязательно надо развивать».

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости