Если кто-то считает, что на территории Латвии находится одно государство — Латвийское, то глубоко заблуждается. Своё государство со своими понятиями есть в Вентспилсе — Управление Вентспилсского свободного порта, подвергнутое серьёзной критике Государственным контролем. По тому же пути создания государства в государстве пошла и администрация Рижского свободного порта.
Задачка на сообразительность
Арифметическая задачка для первого класса. У мальчика Лёни было два яблока. У мальчика Серёжи тоже два. Лёня отобрал у Серёжи яблоки. Сколько яблок стало у мальчиков? Правильно! У Лени – аж четыре, а у Сережи – ни одного. Один может их продать, обменять, и съесть, а второй остается с носом… Ответ задачки: нарушение закона о конкуренции. Иллюстрация — бизнес морских буксировок в Рижском свободном порту. Цена вопроса – ежегодный оборот почти в 4 млн. латов.
С начала текущего года оказывающая услуги морской буксировки эстонская компания PKL в лице её дочерней фирмы PKL Flote безуспешно пытается вернуться в Рижский порт. PKL Flote буксировала суда в устье Даугавы в течение восьми лет. В конце декабря 2010 года срок действия договора между руководством порта и этой фирмой истек. Перезаключать его портовое руководство отказалось. Единственным оператором буксировки – то есть 100% монополистом — стала компания Rīgas Brīvostas Flote, членом правления которой является Леонид Логинов. По случайному совпадению г-н Логинов является Управляющим Рижским свободным портом.
Закрытый Открытый порт
Ситуация с PKL Flote выглядит странно, учитывая, что признаком монополии в Латвии считается 25% рыночного оборота товаров или услуг в отрасли. Согласно поправкам к программе развития Рижского свободного порта на 2009-2018 гг., Совет портов запретил Рижскому порту единолично обеспечивать услуги буксировки на территории порта. Мотивация для такого решения проста, как задачка для первого класса — монополия г-на Логинова на буксиры уничтожает дружественную и прогнозируемую предпринимательскую среду.
Свободная конкуренция, как известно, основной механизм развития рыночной экономики, и за превышение антимонопольных ограничений латвийский Совет по конкуренции неоднократно штрафовал крупные предприятия из самых разных отраслей.
Но к портовому бизнесу это относится, похоже, только теоретически. А на практике — далеко не чистая игра, которую Rīgas Brīvostas Flote ведёт против PKL Flote. Причём тяжелые функции рефери добровольно взвалил на себя Управляющий Рижским портом Леонид Логинов.
Изгнанная из рижской гавани PKL обратищалась в административный районный суд. Суд вынес решение, что порт под руководством г-на Логинова, отдав все буксировочные услуги своему же предприятию, не только де-факто, но де-юре создал собственную монополию (читай: государство в государстве). В июле этого года судебный вердикт обязал Рижский свободный порт впустить в свою акваторию буксиры конкурента, а чтобы не дать закопать дело в бюрократических проволочках, и срок установил — заключить с PKL Flote договор в течении трех ближайших месяцев. На дворе декабрь, Логинов решение суда не исполнил. И обосновал для BNN весьма серьёзную причину для игнорирования постановления суда:
— Да, не случилось – но не по нашей вине, а по причине того, что сами эстонцы не знают, чего хотят. Мы направили им в установленный судом срок предложение о работе – очень хорошее предложение. А они нам не ответили, проигнорировав.
Сам же господин Управляющий широким жестом отворяет морские ворота Риги:
— Мы не гоним никого, и рады приветствовать и эстонцев, и любую другую компанию, оказывающую подобные услуги. Порт открыт: приходите!
Для кого закон не писан?
В этом навигационном сезоне услуги буксировки в рижской гавани оказывают шесть судов – два малых, арендуемых у Рижского судостроительного завода, и мощный ледокол Varma. А также три судна, построенные по заказу самого Рижского свободного порта – два буксира ледового класса Stella и Santa (оба – 2008 год) и буксир Sfinksa (2011 год). Использование этой флотилии практически полностью покрывает потребности клиентов порта в буксировке. И тогда приглашение «чужаков» тянуть и толкать в порту звучит как издёвка — доходный бизнес полностью оказался в умелых руках Логинова.
А как тогда понимать его утверждение о тормозящих эстонцах? Ответ на этот вопрос BNN искал у председателя правления PKL flote Сергея Одинцова:
— Мы игнорировали предложение Рижского порта? Не так. Начнем с того, что предложение из Риги мы получили за одну неделю до истечения установленного судом срока. В поступившем предложении нас не устраивало 15 пунктов. И дело вовсе не в цене! Мы снова обратились в суд, и недавно получили вердикт: 12 пунктов «предожения» г-на Логинова не соответствуют никакой критике. Судебная машина принимает решения в нашу пользу, за нечестную конкуренцию наложены штрафы соответственно 45 тыс., 10 тыс. и 105 тыс. латов, но мы всё равно лёгким движением руки выброшены за борт бизнеса.
Штрафные санкции, впрочем, в соответствии с гражданским законодательством Латвии можно еще долго оспаривать в судебном порядке. А вот решение суда подлежит исполнению, в противном случае включается статья 296 уже Уголовного закона.
«Суд постановил, что мы должны вернуться в порт – но решение суда не исполнено», — указывает руководитель PKL flote. Мы готовы работать в порту вместе с рижскими буксирами. Будем конкурировать, предлагать снижать цены на услуги, делать порт более привлекательным для судовладельцев. Такой опыт у нас есть в Вентспилсе, где наши буксиры конкурируют с литовской компанией Towmar. А наша материнская компания PKL конкурирует в бизнесе морских буксировок во всех портах Эстонии, и в Финляндии.
Ответ в конце задачника
Так вот: если мальчик Лёня к своим яблокам добавил яблоки, отнятые у мальчика Серёжи, то директор школы заставит захватчика вернуть чужое. В бизнесе это называется иначе: ни у кого, даже самого г-на Логинова нет права искажать базовый принцип свободного рынка — никаких монополий. Не может быть в государстве собственного минигосударства, даже если оно носит громкое название «Рижский свободный порт». Точка.
Ref: 009.000.101.824