В пятницу, 24 августа, суд Норвегии вынесет свой вердикт по делу Андерса Брейвика.
Брейвик признает, что 22 июля прошлого года он убил 77 и ранил 240 человек. Большинство его жертв были участниками молодежного лагеря на острове Утойя, пишет ВВС.
Пятеро судей должны сначала прийти к соглашению по вопросу о том, можно ли считать Брейвика вменяемым. Если он будет признан вменяемым, ему грозит длительное тюремное заключение. В противном случае он будет направлен на принудительное психиатрическое лечение.
33-летний Брейвик настаивает на том, что его поступки объясняются его ультраправыми и антимусульманскими взглядами и не хочет, чтобы его рассматривали как параноидального шизофреника.
Обвинение призывает признать его невменяемым.
Здание суда с четверга, 23 августа, окружено полицейскими заграждениями.
В самом зале суда Брейвик будет сидеть за стеклянной перегородкой, чтобы отделить его от родственников погибших. Зал суда был перестроен специально для этого процесса.
В суде будут также установлены видеокамеры, при помощи которых родственники погибших в других частях Норвегии смогут наблюдать за произнесением вердикта.
Суд над Андерсом Брейвиком продолжался 10 недель. Во время слушаний давали показания свидетели его преступления.
Среди прочих суд заслушал показания 19-летнего Ларса Оеберга, который находился настолько близко от Брейвика, что мог разглядеть цвет его глаз. Свидетель сказал, что мужчина, одетый в полицейскую форму, убивал одного за другим «со спокойным и мужественным лицом».
Чтобы спастись, Оеберг уплыл с острова. Молодой норвежец рассказал, что Брейвик целился в него, но в последний момент отвлекся, развернулся и выстрелил другому юноше в голову. «Мне придется жить с этими воспоминаниями до конца дней», — сказал Оеберг после дачи показаний.
Другой свидетель, 24-летняя Тонье Бренна, рассказала о том, как пряталась за каменным уступом, расположенным вблизи озера, вместе с еще одной жертвой, истекающей кровью.
«Я думала, что он точно убьет меня — это только вопрос времени», — сказала Бренна и добавила, что Брейвик «издавал радостные восклицания», расстреливая детей и молодежь.
Многие родственники погибших тихо плакали в течение всего заседания.
Во время слушаний на лице Брейвика, одетого в темный костюм и галстук, не дрогнул практически ни один мускул. В ходе апрельских заседаний суда он заявил, что не раскаивается и сожалеет, что не убил больше людей.
Эти убийства считаются самым кровавым актом насилия в Норвегии со времен Второй мировой войны. Они вызвали общенациональные дебаты о толерантности и демократии в стране.
Ref: 105.104.104.2558