Оценив заключения Суда Европейского союза прошлого года о неприкосновенности частной жизни в связи с доступностью публичных данных, в Латвии и впредь будет публично доступна информация об истинных выгодополучателях, свидетельствует сообщение Министерства юстиции, поданное правительству.
Эксперты министерства, оценив указанные в решении суда заключения и латвийское национальное регулирование, посчитали, что оснований менять действующий подход, при котором любому члену общества обеспечивается доступность данных об истинных выгодополучателях (бенефициарах), причем без требования доказать законный интерес, нет.
Министерство также заключило, что
ограничение 96-й статьи Конституции Латвии (Сатверсме), создаваемое в связи с раскрытием обществу данных об истинных выгодополучателях, оправдывается законными целями,
является соразмерным и соответствующим 96-й статье Конституции, а также обеспечивает право на информацию, предусмотренное в 100-й статье Конституции.
Действующий в Латвии свободный доступ к информации о бенефициарах предоставляет более широкий спектр легитимных целей, чем предусматривается решением суда, поэтому заключение суда не относится напрямую к правовой ситуации в Латвии.
Анализ национального регулирования показал, что в нем изменения не требуются.
Как сообщалось ранее, Суд ЕС признал недействительным норму директивы «О предотвращении легализации преступно нажитых средств», предусматривающую, что информация об истинных выгодополучателях, зарегистрированных на территории ЕС предприятий, всегда должна быть в свободном доступе для любого члена общества.
Суд подчеркнул, что публичный доступ к информации об истинных выгодополучателях рассматривается, как серьезное вмешательство в закрепленные в 7-й и 8-й статьях Хартии ЕС об основных правах о неприкосновенности частной жизни и защите данных частных лиц. А именно —
такая информация позволяет потенциально неограниченному кругу лиц определить материальное и финансовое состояние бенефициара.
К тому же тот факт, что возможные последствия, которые субъектам данных может создать умышленное использование личных данных, обостряет то, что как только эти данные становятся публично доступными, с ними можно не только свободно ознакомиться, но и хранить и распространять.
Суд указал, что указанными мероприятиями законодатель ЕС стремится устранить легализацию незаконно нажитых средств и финансирование терроризма, создавая более прогнозируемую среду с меньшей вероятностью ее использования в подобных целях. Суд также отмечает, что законодатель таким образом стремится достичь цели общих интересов, что может оправдать даже такое серьезное вмешательство в закрепленные в Хартии ЕС основные права, и что публичный доступ к информации об истинных выгодополучателях может способствовать достижению этой цели.
При этом суд констатировал, что вызванное этими мерами вмешательство не ограничивается абсолютно необходимыми, и не соразмерна выдвинутым целям. Кроме того, что соответствующие правила позволяют сделать публично доступными данные, которые недостаточно определены или идентифицируемы, система, предусматриваемая Директивой о предотвращении легализации преступно нажитых средств может создать более тяжелое нарушение гарантированных основных прав, прописанных в 7-й и 8-й статье хартии, чем прежняя система, указывает суд. Ранее для доступа к такой информации требовалось обосновать его легитимными интересами.