Латвийская транзитная отрасль на 75% зависит от России. Это не только сильная экономическая зависимость, но и важный вопрос государственной безопасности, отметила в интервью порталу BNN президент организации «Балтийская ассоциация — Транспорт и Логистика» (БАТЛ) Инга Антане и добавила, что нужно срочно думать о диверсификации транзитных грузов и о новых рынках.
«Экономика является одним из важнейших инструментов воздействия на государство или человека. Латвийская экономика зависима от российских транзитных грузов, и поэтому логично, что вследствие этого может быть оказано влияние на нашу внутриполитическую ситуацию и экономическую стабильность», — подчеркивает Антане.
Как отметила президент БАТЛ, эксперты Ernst & Young в исследовании, проведенном по заказу «Латвийской железной дороги», пришли к выводу, что, потеряв российские транзитные грузы, потенциальные убытки латвийской экономики могут превысить миллиард евро. По мнению Антане, отношения с Россией, а также сильное влияние этой страны на латвийскую экономику весьма точно отражает текущая ситуация в рыбной промышленности: из-за российского запрета на импорт рыбных консервов остановлено производство на лиепайском рыбоперерабатывающем предприятии Kolumbija и уволено 225 работников из более чем 300.
«Нужно срочно думать о развитии нашей транзитной политики и диверсификации грузов. Нельзя складывать все яйца в одну корзину, пора уже думать о новых рынках в азиатском направлении, чтобы уменьшить зависимость от России. Понятно, что найти новые рынки не легко, о чем все время говорит Министерство путей сообщения, но другого пути нет», — подчеркивает Антане.
Не хватает государственной поддержки
В подготовленном Минпутей сообщения информативном докладе о ситуации в латвийской транзитной отрасли в условиях антироссийских экономических санкций указано, что если Россия пожелает, то она может серьезно повлиять на транзитные потоки с помощью различных административных мер, например 100%-ым контролем грузов на границах, ремонтами рельс или дорог на главных транзитных маршрутах, снижением объема грузов, изменением в тарифах на железнодорожные перевозки, ограничением количества разрешений на международные автоперевозки и т. п.
Министерство ссылается на исследование, в котором подсчитано, что потеря 1 млн евро в сфере транзита означает потерю 0,75 евро брутто—добавленной стоимости, 30 рабочих мест и 0,22 млн евро налоговых поступлений, а прямо или опосредованно участвующие в перевозках предприятия в целом теряют 2,39 млн евро.
В докладе сделан вывод о том, что в результате ухудшения политических отношений Латвии в первую очередь можно лишиться грузов угля и нефтепродуктов в портах и на железной дороге. В 2014 году в латвийских портах таких грузов было 46,33 млн т, а в железнодорожных перевозках — 32,56 млн т.
Доля транспорта и связи в латвийской статистике составляет около 2,3 млрд евро. Доходы от экспорта услуг, связанных с обслуживанием транзитных грузов, в 2013 году составили 895 млн евро — чуть меньше половины всей сферы транспорта и связи. Общие доходы от транзитных грузов составляют 3,8% от ВВП. В сфере транспорта и связи занято 73 400 жителей.
Среди крупнейших латвийских портов именно в Вентспилсе самая большая доля транзитных грузов, поэтому в результате западных антироссийских санкций и ответных российских мер порт Вентспилса оказался в особой ситуации. Доля транзитных грузов в Вентспилсе — крупнейшая среди портов Балтийского моря и составляет 90%. В 2014 году грузооборот вентспилсского порта пережил спад на 8,9%, говорится в докладе Минпутей сообщения. «Когда министерство указало в информативном докладе, что в вентспилсском порту спад грузооборота из-за российских санкций, мы начали возражать, мол, это вопрос тарифов и равных условий конкуренции. Мы — БАТЛ — говорили о многих вещах: и о тарифах, и об улучшении управления портами, что необходимо для укрепления конкурентоспособности, чтобы мы были интересны не только России, но и другим. Но реального отклика и поддержки от ответственного министерства нет, — говорит Антане. — Создан новый формат «16+1», куда входят 11 новых стран ЕС, в том числе Латвия, 5 балканских стран и Китай, которые в рамках этого проекта в разных отраслях, в том числе на транспорт и логистику, хотят распределить десять миллиардов евро. В прошлом году в Белграде премьер Лаймдота Страуюма пообещала, что Латвия организует конференцию в сфере транспорта и логистики, которая позволит нам координировать вопросы транспорта и логистики в этом формате, а также устанавливать новые контакты. На апрельском заседании Совета латвийских портов, транзита и логистики мы договорились, что в течение двух недель будет созвано собрание, в котором примут участие представители Минпутей сообщения, портов и негосударственных организаций, в том числе БАТЛ. Это собрание до сих пор не созвано, что, на мой взгляд, является очень четким намеком, что государству это неважно».
Антане указывает и на риски, что Россия может искать другие пути транзита за пределами Латвии или переориентироваться на свои порты. «Уже давно говорят, что Россия развивает свои порты и железную дорогу, а также изменила свою тарифную политику. Это четкий посыл для нас, что необходимо снижать зависимость от российских транзитных грузов и адаптироваться под новые геополитические условия», — считает представитель БАТЛ.
В докладе Минпутей сообщения тоже указано, что если российское политическое руководство займет такую жесткую позицию, то Россия может обеспечить необходимые альтернативные мощности в других направлениях. «Мы, БАТЛ, делаем все, что можем, в рамках своей компетенции и сил, в том числе призываем правительство и Минпутей сообщения использовать все возможности, но до сих пор эти действия не принесли ожидаемого большого результата. Мы как организация можем работать и предлагать различные идеи, но остальные решения зависят от правительства», — сказала Антане.
Она считает, что информация о том, что в России на 40% упал объем иностранных инвестиций, является очень серьезным сигналом и намеком для Латвии, что нужно думать, как будем жить дальше и действительно ли Россия является единственным рынком и возможностью. Беспокойство вызывает и нежелание государства уменьшать зависимость от России, например давать скидки на белорусские, казахстанские и китайские грузы.
Полиция безопасности тоже обеспокоена
БАТЛ — не единственная, которая призывает думать о новых рынках и направлениях: предупреждение о слишком большой зависимости Латвии о российского транзита недавно высказала и Полиция безопасности (ПБ).
Несмотря на напряженность в отношениях Запада и России, российские компании продолжают инвестировать в латвийскую транзитную отрасль, что подтверждает их желание и в будущем использовать латвийский коридор для транзита грузов. Однако зависимость от российских грузов может создать риски для государства, говорится в отчете о деятельности ПБ в прошлом году.
В прошлом году не удалось достичь существенного прогресса в привлечении грузов из других регионов и в разнообразии видов грузов, что позволило бы уменьшить зависимость латвийской транзитной отрасли от грузов российского происхождения. Это в контексте с в целом хорошим показателями деятельности может уменьшить желание латвийской транзитной отрасли продолжать интенсивные поиски новых партнеров по сотрудничеству в других регионах. Вместе с тем существует риск, что зависимость важного для экономики Латвии сектора от поставщиков одной страны может сохраниться в долгосрочной перспективе. Это, в свою очередь, повышает риск, что такое обстоятельство может быть использовано для влияния на процесс принятия Латвией внутри- и внешнеполитических решений.
Защита экономического суверенитета страны — одно из направлений деятельности ПБ, которым уделяется усиленное внимание. В прошлом году на экономических процессах и в глобальном, и в национальном масштабе неблагоприятно сказалась эскалация украинского конфликта. В результате этого ухудшились отношения между западными странами и Россией, что привело к введению санкций в отношении России и ответных мер со российской стороны. Напряженная геополитическая ситуация и сокращение торговых операций между ЕС и Россией повлияло и на экономические процессы в Латвии. С одной стороны, латвийским предприятиям ряда отраслей было запрещено сбывать свою продукцию и услуги на российском рынке, а с другой — непредсказуемость действий России обострила необходимость укрепления энергетической безопасности Латвии и ЕС, уменьшения зависимости важных для латвийской экономики отраслей от одного партнера по сотрудничеству, а также пересмотра влияния отдельных инвестиционных проектов и программ на экономическую и национальную безопасность страны, подчеркивает ПБ.
Ухудшение отношений между западными странами и Россией в отчетный период создало опасения в том числе за дальнейшее развитие важной для латвийской экономики транзитной отрасли. Однако пессимистичные прогнозы о скором влиянии этого конфликта на транзитную отрасль до сих пор не сбылись. Как раз наоборот: рижский и лиепайский порты в 2014 году обработали больше грузов, чем в предыдущем году.
Но в то же время существует риск, что такая тенденция будет недолгой, так как напряженность в отношениях с Западом может ускорить реализацию российских планов переориентировать свои грузы. Но для реализации этой идеи необходимы крупные инвестиции в инфраструктуру, а это может войти в противоречие с хозяйственными интересами российских предприятий, а также наблюдаемыми в последние годы попытками России укрепить свое экономическое влияние в соседних странах. В прошлом году российские предприятия продолжали укреплять свое присутствие в латвийской транзитной отрасли, что указывает на желание российских коммерсантов использовать латвийский транзитный коридор и в будущем, сказано в отчете ПБ.
Ref: 102.112.112.2880