На этой неделе главные госучреждения страны, в той или мере отвечающие за экономику, как будто соревновались в прогнозах, на сколько же вырастет наш ВВП в этом году. Что интересно: борьба шла за десятые доли процента. Plan B
Глава Банка Латвии Илмар Римшевич еще на прошлой неделе предупредил: мы слишком рано все расслабились после пережитого тяжелого кризиса и слишком быстро стали привыкать к налаживающейся жизни. Между тем почивать на лаврах рано, считает он. Хотя валовой внутренний продукт Латвии и растет, темпы роста экономики замедляются не только у нас, но и в еврозоне. И честно предупредил, что центробанк пересмотрит свой прогноз роста ВВП и обещание сдержал. На этой неделе Банк Латвии сообщил, что его прогноз темпов развития экономики в этом году снижен с 2,7% до 2,3%.
В своей оценке БЛ руководствовался плохими показателями в четвертом квартале прошлого года, которые в основном были связаны с сокращением инвестиций и объемов экспорта, а также падением добавленной стоимости в строительстве и сфере финансовых услуг. Небольшое снижение отмечено и в обрабатывающей промышленности. Хотя БЛ прогнозировал, что рост в четвертом квартале будет самым медленным за весь год, все же спад на 0,3% по сезонно выровненным данным по сравнению с предыдущим кварталом оказался неприятным сюрпризом. Это в большой степени определило и снижение прогноза ВВП на 2016 год, пояснили в БЛ.
Позиция центробанка очень пришлась не по душе министру экономики Арвилу Ашераденсу, который заявил, что снижать прогноз ВВП преждевременно даже с учетом экономических тенденций в ЕС. В Министерстве экономики считают, что есть и другие показатели, которыми можно руководствоваться. Например, улучшается ситуация на рынке труда, а коммерсанты успешно приспосабливаются к новым экспортным рынкам. Поэтому министерство остается при своем мнении и прогноз роста ВВП в размере 3,2% снижать не собирается.
Министерство финансов прогнозирует прирост ВВП на текущий год в размере 3%. Это ведомство готовит свой прогноз дважды в год — в первой половине февраля для ежегодной Программы стабильности Латвии, которая подается Еврокомиссии, и в июне для разработки бюджета следующего года.
Актуальный прогноз прироста ВВП Еврокомиссии составляет в настоящее время 3,1%, МВФ — 3,3%.
Стремимся к нулю
Также на этой неделе Банк Латвии снизил прогноз среднегодовой инфляции до уровня 0%. Ранее центробанк прогнозировал, что в 2016 году среднегодовая инфляция составит 1,3%. Как отмечает в учреждении, инфляция в этом году будет низкой под влиянием ряда факторов. Так, не ожидается столь быстрого, как в предыдущие годы, роста зарплат.
Кроме того, маловероятно, что в 2016 году может повториться столь же резкое снижение цен на энергоресурсы и продукты питания. Тем не менее в начале этого года цены этих ресурсов еще продолжали падать и с небольшим опозданием повлияли на многие отрасли, непосредственно отразившись на ценах топлива, природного газа и теплоэнергии, а косвенно — на ценах ряда товаров и услуг.
Инфляцию немного повысят налоговые изменения, которые непосредственно влияют на цены товаров и услуг — с января увеличился акцизный налог на топливо, с апреля увеличится налога на алкогольные напитки.
Where to Natrexon И уходим в минус
И если рост ВВП даже при снижении прогнозов остается плюсовым, а инфляция хотя бы нулевой, то ставки по депозитам, которые в Латвии, хоть и минимально, но все же находятся выше ноля, могут уйти в минус. О возможности реализации подобного сценария на этой неделе сказал руководитель балтийского отделения банка SEB Рихо Унт. По его словам, клиенты банков еще не задумывались над тем, что им, возможно, придется доплачивать за хранение своих депозитов, однако такая возможность обсуждается. Ранее кредитные учреждения служили буферной зоной между центральными банками и рынком, но долго это продолжаться не может. Если банки не начнут перекладывать негативные процентные ставки по депозитам на предприятия, то их политика провалится, уверен банкир.
SEB уже применяет отрицательные ставки для других финансовых учреждений, а следующими, очевидно, будут крупные компании с большими депозитами. Далее могут последовать средние и малые предприятия.
До сих пор банк старался не применять отрицательные ставки к частным лицам, но нельзя знать, что будет дальше. Например, в Швейцарии за хранение депозитов в банке платят уже и частные лица.
Как уже сообщал BNN, Европейский центральный банк (ЕЦБ) 10 марта снизил ставку по вкладам с минус 0,3% до минус 0,4%. Кроме того, ЕЦБ объявил о снижении базовой ставки по кредитам на главные позиции рефинансирования до 0%.
Но кое в чем есть и плюс
Несмотря на понижательные тенденции во многих сферах, была все же одна, в которой отмечен значительный рост показателей, — плодовитость нашего населения. На этой неделе стало известно, что Латвия установила рекорд Евросоюза по темпам увеличения рождаемости. За последние 15 лет коэффициент фертильности (среднее число рождений на одну женщину) возрос почти в полтора раза, обогнав даже среднестатистический показатель по ЕС, свидетельствуют результаты новейшего исследования Eurostat.
В абсолютных цифрах самый высокий коэффициент рождаемости в 2014 году был зафиксирован во Франции: на каждую женщину в среднем приходилось 2,1 рождения. Далее следуют Ирландия (1,94), Швеция (1,88) и Великобритания (1,81). Самые плохие показатели демографической политики наблюдались в Греции (1,30), на Кипре (1,31), в Испании и Португалии (1,32 в обеих странах). В среднем в Европе на каждых двух женщин приходится по трое детей.
Анализируя динамику процессов, Eurostat отмечает, что самый мощный бэби-бум произошел за последние годы в Латвии: в 2001-м коэффициент фертильности в стране составлял 1,21, в 2014-м – уже 1,65 (+0,43). В других регионах Балтии деторождение прогрессировало не так стремительно: Литва улучшила свои показатели на 0,34 пункта (до 1,63), Эстония — на 0,22 (до 1,54).