Экономический дневник. Бизнесмены попадут в рай

Жизнь предпринимателей в ближайшее время должна слегка упроститься в основном за счет интернет-технологий и, возможно, смягчения некоторых административных требований. 

Это предусмотрено в документе, который был подан на этой неделе Министерством экономики на собрание госсекретарей и которому следует уделить особое внимание.

Черновик Плана по улучшению бизнес-среды на 2014–2015 гг. чиновники писали с оглядкой на международные рейтинги. А именно — на Doing Business Всемирного банка, на Глобальный индекс конкурентоспособности (его выводит неправительственная организация Всемирный экономический форум) и Индекс экономической среды (ежегодно публикуется институтом Heritage Foundation). Разные исследования, неодинаковые методики и наборы данных в нашем случае объединяет результат: во всех трех Латвия располагается ниже Литвы и Эстонии.

Как надеются в Министерстве экономики, вскоре досадное положение изменится благодаря уже (или почти) сделанной, но пока не оцененной составителями индексов работе и той, что еще только предстоит совершить.

Полезное законотворчество

К первой категории, к примеру, можно отнести новый закон «О строительстве», под который сейчас спешно пишутся и принимаются связанные правила. Ожидается, что модернизированное регулирование позволит Латвии значительно приблизиться к топу самых дружелюбных для бизнеса экономик (в Diong Business 2014 по легкости получения разрешения на строительства мы на 79-м месте — на 38 позиций выше, чем годом ранее, но все равно низковато). Находящийся сейчас в Сейме закон «О третейских судах» должен стать еще одним шагом наверх.

Список добрых дел на ближайшую перспективу состоит из множества в основном сравнительно малозначительных позиций: по отдельности они вряд ли существенно упростят ведение бизнеса, но в сумме должны дать эффект. Большинство мероприятий так или иначе связано с электронными услугами и обменом информацией между предпринимателями и госструктурами.

Э-услуги для коммерсантов

К примеру, за счет переноса оборота документов внутри Регистра предприятий в цифровую среду можно будет отвязать его клиентов от конкретного отделения этого учреждения (сейчас, если учредительные документы подаются в Резекне, все остальные бумаги должны поступать туда же, даже если основная деятельность переместилась в Вентспилс).

А в электронной Строительной информационной системе хотят собрать несколько пока разрозненных регистров и тем самым позволить контролирующим органам и заказчикам получать все связанные с конкретным объектом документы и справки на одном ресурсе, а не собирать их в разных местах.

Удобству коммерсантов и чиновников должна послужить и Система информации о территориальном планировании, которая будет в режиме реального времени выдавать актуальные сведения о региональных и местных планах развития районов, зон и конкретных участков. Речь идет также и о предоставлении коммерсантам возможности в электронном виде регистрировать права собственности на недвижимость и получать информацию о наличии или отсутствии права первой руки самоуправлений относительно интересующих объектов.

Налоги должны радовать

Некоторые идеи чиновников касаются налогов. Например, о введении единого счета для их перечисления. Тем самым и бизнес, и Служба госдоходов избавятся от ликвидации ошибок, связанных с человеческим фактором. Это когда бухгалтер, напутав, отправляет соцналог на счет для НДС, а подоходный с населения — туда, где должен храниться подоходный с предприятий (ПНП). Тогда приходится писать письма, инспекторы вынуждены их рассматривать и то ли возвращать деньги незадачливому плательщику, то ли перекидывать куда положено: все это ненужная трата денег и нервов.

Другая налоговая инициатива касается повышения порогов, по достижении которых компании в обязательном порядке должны проходить аудит. Авторы отмечают: в нашей стране они намного ниже, чем в среднем по Европе, и только Финляндия обгоняет нас в желании контролировать всех и вся.

Начинающих коммерсантов должна порадовать идея о существенном облегчении расчетов по подоходному с предприятий в первые несколько лет работы. Чиновники осознают, что для стартового периода характерна нестабильность, а авансовые платежи ПНП могут стать большой проблемой, если по результатам первого года у фирмы образовалась прибыль, а на второй она ушла в минус.

Отдельным пакетом

Еще одна законодательная инциатива — два года рассматриваемые Сеймом поправки к закону «О неплатежеспособности» — претерпела изменения. Из них исключили нормы, ужесточающие регулирование деятельности администраторов неплатежеспособности.

Соответствующие изменения были инициированы в период, когда ведомство возглавлял Янис Борданс. Предложения были призваны, в частности, приравнять статус администраторов и государственных служащих. Предполагалось, что в этом случае на них распространились бы требования по раскрытию доходов и ограничения, накладываемые законом о предотвращении конфликта интересов.

Предложения вызвали острые дискуссии еще в момент, когда они находились в правительстве. Незадолго до того, как Кабинет министров их все-таки утвердил, Я.Борданс был исключен из рядов Национального объединения. Несмотря на это, он продолжал возглавлять Минюст вплоть до ухода Валдиса Домбровскиса с поста премьер-министра. Новый руководитель ведомства — Байба Брока (Нацобъединение) — к идеям своего предшественника отнеслась без особого энтузиазма.

В итоге Министерство юстиции решило выделить из общего пакета поправок к закону «О неплатежеспособности» предложения, связанные с администраторами. Планируется, что теперь они уже как отдельный документ должны будут снова пройти путь от первого чтения к третьему.

Ref: 017.000.112.708

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости