На этой неделе правительство вновь продемонстрировало непостоянство, отказавшись от данных ранее обещаний. Предприниматели возмущены.
Правительство меняет курс
В мае этого года власти пообещали, что необлагаемый минимум в 2013 году будет повышен с 45 до 60 латов. А за следующие два года его увеличат еще на 20 латов. Однако два месяца спустя Кабинет министров пошел на попятный, объявив, что пересмотра необлагаемого минимума не будет. Это заявление возмутило социальных партнеров –профсоюзы и Латвийскую конфедерацию работодателей (ЛКР). Профсоюзы отозвали свою подпись под трехсторонним соглашением и уже пригрозили включить референдумный механизм роспуска Сейма. В свою очередь гендиректор ЛКР Лига Менгельсоне заявила: решение политиков свидетельствует о том, что краткосрочные нужды им важнее долгосрочных решений проблем местной экономики. «Повышение необлагаемого минимума и льгот на иждивенцев — один из инструментов налоговой политики, которые помогают облегчить бремя сборов и одновременно уменьшают риск бедности для домашних хозяйств с детьми», — отметила она, припомнив правительству 70 млн. латов, только что дополнительно распределенных между министерствами. (Как сообщалось ранее, в 2013-2015-м повышение необлагаемого минимума и льгот на иждивенцев обошлись бы бюджету в 43, 85 и 88 млн. латов соответственно.)
В принципе для премьер-министра Валдиса Домбровскиса подобные «смены курса» — дело довольно-таки привычное. В 2009-м перед муниципальными выборами входящее ныне в состав политического объединения «Единство» «Новое время» клялось, что не ухудшит положения пожилого населения страны. Но буквально через сутки после голосования обещания были забыты. В частности, правительство все того же В.Домбровскиса сократило выплаты работающим пенсионерам на 70%. Решение было впоследствии отменено Конституционным судом, и незаконно недоплаченное пришлось изыскивать в бюджете.
77 лет до стабильности
Отказалось правительство и еще от одной вполне дельной идеи. Рассмотрев доклад Министерства финансов о пошлине на финансовую стабильность (ПФС), которая была введена в нашей стране с начала 2011 года, Кабинет министров решил, что нет необходимости направлять ее в отдельный фонд стабилизации, предназначенный для преодоления будущих банковских кризисов. Пошлина по-прежнему будет направляться в госбюджет. Она взимается с общего размера обязательств кредитного учреждения на конец периода таксации за вычетом гарантированных вкладов, субординированного капитала и некоторых других позиций. С начала текущего года размер сбора удвоился с 0,036% до 0,072%.
Пионером ПФС в мире является Швеция, которая ввела пошлину для банков еще в 2009 году. Шведские банки (но не их «дочки» в других странах) перечисляют пошлину в фонд стабилизации, которым управляет Бюро государственного долга Riksgalden. Как указывает министр финансов страны Андерс Борг, автономность такого механизма позволяет ему не оказывать влияния на расходы госбюджета: поэтому предполагается, что в период экономического спада фонд не станет создавать дополнительное бремя для финансового сектора. В Швеции рассчитывают к 2023 году довести размер фонда до 2,5% от ВВП. По подсчетам властей, примерно столько государству приходилось тратить на поддержку банков во время прежних потрясений.
Правительство Латвии нежелание следовать примеру скандинавов объяснило скромными сборами по ПФС: в 2011 году они составили 2,4 млн. латов, в этом году прогнозируются на уровне 4,6 млн. латов. При нынешних темпах фонд в течение десяти лет сможет накопить сумму размером лишь 0,32% от ВВП, что явно недостаточно для борьбы с кризисом. Для достижения показателя в 2,5% потребуется 77 лет.
Суд да дело
Получила на неделе развитие и еще одна тема, которая с разной степенью активности обсуждается давно. Комитет Кабинета министров одобрил законопроект, согласно которому в Латвии будет введена официальная сертификация медиаторов.
Медлительность латвийских судов уже стала притчей во языцех. Между тем многие вопросы, в том числе связанные с хозяйственными спорами, можно было бы решить без служителей Фемиды — при помощи медиаторов. Это альтернативный инструмент рассмотрения конфликтов, который действует во многих странах мира. Отличается он от судопроизводства тем, что является добровольным и конфиденциальным процессом. Стороны обращаются к медиатору — независимому третьему лицу, которое помогает достичь компромисса. Этот человек не выносит решения, а, сохраняя нейтральность, направляет диалог к обоюдоприемлемому варианту.
В Латвии такая система хоть и имеется уже давно, но подобные посреднические структуры обладают статусом общественных организаций и работают при службе пробации, сиротском суде и т.п. При решении хозяйственных споров к помощи посредников прибегают редко, хотя такая система работает и при Торгово-промышленной палате.
Утвержденный законопроект призван ввести процесс медиации в юридическую систему государства. Подразумевается, что судебные инстанции, получив исковые заявления, будут информировать стороны о возможности медиации. Если истец и ответчик согласны, они выбирают посредника и с его помощью в течение определенного срока ищут компромисс. В итоге стороны в письменном виде оформляют соглашение или получают заключение медиатора, что согласия достичь не удалось. Этот документ подается в суд для принятия решения по дальнейшему рассмотрению гражданского спора или же завершению судопроизводства.
Стоит отметить, что в Латвии, по данным Судебной администрации, во всех судах первой инстанции во втором квартале 2012 года дожидались рассмотрения 36 329 гражданских исков. За этот же период было получено 10 513 новых заявлений.
Зато урожай хороший
И напоследок – очень приятная новость. В нынешнем году в Латвии может быть собрано 1,8 млн. тонн зерна – наивысший показатель за всю историю земледелия в стране. Урожай превысит прошлогодние показатели на 27%.
Латвийским земледельцам повезло на фоне их коллег из Румынии, Португалии, Испании и Италии, где царит сильнейшая засуха. Из-за этого, по прогнозам Европейской комиссии, урожай зерна в ЕС будет меньше прошлогоднего на 5,3 млн. тонн. Солнце выжгло посевы и во многих областях России, Украины, Казахстана – крупных поставщиках зерна на мировой рынок.