Несмотря на большое значение Восточной больницы в системе здравоохранения Латвии, растущий оборот финансов и стабильное число пациентов, больница еще с 2011 года несет значительные убытки, накопленная сумма которых в конце 2015 года достигла 28 миллионов евро. Убытки, вероятнее всего, придется покрывать налогоплательщикам. Причины сложившейся ситуации оценил Государственный контроль в ходе ревизии «Можно ли улучшить эффективность работы Восточной больницы?».
Рижская Восточная клиническая больница – крупнейшее лечебное учреждение в Латвии, в состав которой входят пять стационаров – «Гайльэзерс», «Латвийский Центр онкологии», «Бикерниеки», «Латвийский Центр инфектологии» и «Центр туберкулеза и легочных заболеваний».
Восточная больница обеспечивает пациентам всестороннюю диагностику и лечение, в том числе и в таких случаях, в которых другие больницы в Латвии этого не обеспечивают. Больница ведет научно-исследовательскую деятельность, развивает инновации, обеспечивает обучение молодых специалистов и реализует мероприятия по просвещению и поощрению здоровья общества.
Проводя ревизию в целях проверки, целесообразно ли руководство Восточной больницы распоряжалось государственными ресурсами, Государственный контроль констатировал, что ответственность за сложившуюся ситуацию должны взять на себя как Министерство здравоохранения, которое длительно реализовывало «страусиную политику», не реагируя на проблемы больницы, которые были ему хорошо известны, так и руководство Восточной больницы. Во всех сферах деятельности больницы, в которых Государственный контроль проводил ревизию, было констатировано невыгодное сотрудничество с поставщиками аутсорсинговых услуг, слабый контроль исполнения договоров, и зачастую просто нехватка хозяйственной логики. Основанного на реалистичных расчетах плана действий по улучшению ситуации нет. Подготовленные больницей расчеты бюджета и планы из года в год составлялись слишком оптимистично, таким образом, убытки постоянно росли.
Финансовые напасти Восточной больницы начались в 2011 году, когда под воздействием кризиса было снижено выделенное ей финансирование. Тариф за оказываемые ею лечебные услуги был приравнен к уровню больниц регионов, не считаясь с тем, что Восточная больница обеспечивает и лечение многих сложных заболеваний, которое стоят дороже. Хотя руководство больницы и обращалось к Министерству здравоохранения с просьбой разрешить ситуацию, однако изменения в тарифной политике не произошли. Притом и руководство больницы не смогло оптимизировать работу больницы, чтобы адаптироваться к ситуации.
Долго не решался и вопрос о помещениях больницы, за что должно взять на себя ответственность и Министерство здравоохранения. Государственный контроль в ходе ревизии констатировал, что помещения площадью 18,5 тысяч квадратных метров не были использованы. Содержание кратковременно неиспользованных помещений вызвало убытки больницы в размере 424 тысяч евро в год. Например, после реконструкции Операционного блока и помещений Клиники химиотерапии и гематологии на общей площади 10 тысяч м2 их использование начато только через год, поскольку помещения не были оснащены необходимым оборудованием. Содержание помещений, применение которым уже долгое время не найдено, стоит, по меньшей мере, 115 тысяч евро в год. Притом задержка принятия стратегического решения о дальнейшем использовании освобожденных помещений стационара «Линэзерс» увеличивает убытки больницы еще на 200 тысяч евро в год.
Некоторые функции и процессы Восточная больница не осуществляет своими силами, а передала их на аутсорсинг. Государственный контроль оценил степень выгоды договоров и контроль исполнения в таких сферах, как микрохирургия и лабораторные исследования, которые можно считать основными компетенциями больницы, а также в сфере уборки помещения и оказания услуг питания пациентам, которые больше соответствуют функциям поддержки. Хотя и передача отдельных функций поставщику аутсорсинговых услуг является общепринятой практикой, все же такие решения должны быть экономически обоснованными. Благодаря системе бухгалтерского учета руководства, которая внедрена по рекомендациям ревизии Государственного контроля в 2009 году, больница имеет возможность производить такие расчеты, однако в ходе ревизии сделан вывод о том, что учет и отнесение затрат надо совершенствовать. Ревизоры, произведя перерасчет себестоимости различных функций, указывают на ошибки, которые влияют на подготовленные больницей обоснования передачи функций на аутсорсинг.
Например, вопреки рассчитанной больницей экономии финансов в размере 22,3 %, расходы на уборку помещений в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, увеличились на 20 % – почти на полмиллиона евро в год. В ходе ревизии также констатировано, что в 2015 году больница за полученную аутсорсинговую услугу переплатила, по меньшей мере, 32 339 евро, поскольку не обеспечила достаточный контроль выполнения заключенного договора, например, в расчеты поставщика услуги включена плата и за уборку тех помещений, которые фактически не убирает поставщик услуг.
Больница снизила расходы, передав в аутсорсинг обеспечение услуг питания для пациентов, однако, она по-прежнему несет значительные убытки. Плата за обеспечение услуг питания для пациентов, которая включена в тариф койко-дня, определенный Национальной службой здоровья, в 2015 году составила 2,40 евро в день, а средние фактические расходы больницы на обеспечение услуг питания для пациента в один день составляют 4,78 евро. Таким образом, в 2015 году убытки больницы составили 1,3 миллиона евро.
Ответственной за лабораторные исследования в Восточной больнице является Лабораторная служба. Больница проводит часть исследований своими силами, поэтому в ее распоряжении имеется необходимое оснащение и специалисты. Однако, несмотря на то, что нагрузка на установленное в больнице лабораторное оснащение не превышает 60%, и в эту сферу деятельности вовлечено два поставщика аутсорсинговых услуг. Неравномерно распределены и нагрузки работающих в лабораториях стационаров. На взгляд ревизоров, реорганизовав работу и сконцентрировав исследования в «Центре лабораторной медицины» и «Латвийском центре инфектологии», а также отказавшись от аутсорсинговых услуг, у больницы была бы возможность повысить рентабельность этой услуги.
Отделение хирургии рук и пластики Восточной больницы является одним уз ведущих и крупнейших центров хирургии в странах Балтии, однако уже длительное время не найдено решение и по обеспечению этой услуги своими силами. Если во время ревизии, проведенной в 2009 году было констатировано, что больница таким образом не использует возможность получить прибыль, оказывая рентабельные услуги микрохирургии, то в настоящий момент мы говорим уже об убытках в размере, по меньшей мере, 190 тысяч евро ежегодно. Восточная больница за каждую манипуляцию платит поставщику аутсорсинговой услуги от 49 до 59% от установленного в стране тарифа, однако, чтобы обеспечить услугу, расходы несет и сама больница. Остальная часть тарифа их не покрывает.
Ситуацию усложняет ограниченная доступность специалистов в области микрохирургии. В Латвии сертифицировано 34 хирурга пластики и рук, 15 из них в 2014 и 2015 году работали в Центре микрохирургии. В других лечебных учреждениях занято 19 хирургов пластики и рук, из которых восемь, главным образом, оказывают услуги эстетической хирургии. Государственный контроль еще в 2009 году предлагал больнице предлагать услуги микрохирургии, привлекая собственных специалистов, однако на взгляд ревизоров деятельность больницы в этой сфере была формальной. В соответствии с расчетами ревизоров определенный в стране тариф позволил бы микрохирургам платить конкурентоспособную заработную плату даже до 2900 евро в месяц, однако больница, пригласив специалистов подавать заявления о приеме на работу, предложила заработную плату в размере всего 700 евро.
В доступности специалистов большое значение играют возможности резидентуры, однако обучения молодых специалистов за счет средств государственного бюджета не происходит. Хотя Государственный контроль еще в ходе ревизии в 2009 году указал на это обстоятельство Министерству здравоохранения, за семь лет резидентуру окончил всего один специалист, который так и не начал трудовые отношения в публичном секторе.
Внедрив рекомендации Государственного контроля, больница могла бы существенно снизить ежегодные убытки, однако, чтобы она полностью работала рентабельно, необходимо более глубокое привлечение министерства, как при оценке соответствия тарифов специфике Восточной больницы, так и при обеспечении более целенаправленного надзора за больницей как обществом капитала.
Ref:224.000.112.6117