В течение 2017 года банк SEB предоставил предприятиям новые кредиты на общую сумму 780 миллионов евро. Это самый большой объем новых займов, выданных предприятиям с начала работы банка SEB в Латвии. Однако только на этом основании делать вывод, что латвийские компании очень активно инвестируют, было бы поспешным, рассказывает Интс Крастс, член правления банка SEB.
Девелоперы построили Таллин и Вильнюс. Теперь черед Риги
Рига — крупнейший мегаполис стран Балтии с самым высоким потенциалом. Это знают также предприниматели обеих соседних стран. Но рынок нового жилья в Таллине и Вильнюсе существенно активнее. Например, в Вильнюсе в течение года регистрируется около 4500 сделок с квартирами в новых проектах, в Таллине — около 3000, тогда как в Риге — всего 1200. В Риге больше жителей, чем в Вильнюсе и Таллине, их покупательная способность — равнозначная. Поэтому ясно, что рынок жилья в Риге работает ниже своего потенциала.
Проблема Риги в том, что не хватает предложения, соответствующего спросу, особенно в сегменте экономичного жилья. Поэтому неудивительно, что такие эстонские компании как Merks и Hanner сейчас строят в Риге многоквартирые дома для этого сегмента. Девелоперы поменьше тоже работают над своими проектами.
В западных странах аренда жилья — это конкурентоспособная альтернатива покупке жилья. У аренды есть свои преимущества, и у инвесторов есть свой интерес в этом сегменте. В Латвии арендные дома строят пока только самоуправления. Важная предпосылка для того, чтобы это делали и девелоперы — рынок аренды должен быть упорядоченным и прогнозируемым. Законодателю нужно принять сбалансированный Закон об аренде жилых помещений, который уравновешивает права владельца и арендатора, и дает предпринимателю уверенность в том, что в эту сферу стоит вкладывать.
В сегменте коммерческих объектов активность тоже высока. Такие фонды недвижимости соседних стран как Lords LB (Литва), Eften и Colonna (Эстония), видя, что офисные помещения в Риге могут предложить инвесторам лучшую отдачу, чем офисы в Таллине или Вильнюсе (или в других столицах Европы), продолжают инвестировать в офисные здания. С другой стороны, их доходность постепенно снижается. Это указывает на то, что инвесторы начали считать Латвию менее рискованной страной.
Латвийские предприятия тоже больше вкладывают за рубежом
Рад видеть, что все больше амбиции предприятий Латвии выходят за рамки нашей страны. Некоторые активно ищут возможности ведения бизнеса за пределами Латвии, желая быть ближе к конечным потребителям. Другие хотят расти больше, чем этого позволяет потенциал латвийского рынка. У Latvijas Finieris есть заводы в Литве и Эстонии, у Valmieras stikla šķiedra — в Великобритании и США. Depo недавно открыло свой магазин в Литве. Самое прибыльное предприятие группы Draugiem.lv — это работающая на рынке США компания Printful. А другое предприятие группы Draugiem — Mapon — только что открыло офис в Барселоне.
Мы чувствуем, что растет число компаний, которые активно ищут возможности приобрести предприятия или расширить свою деятельность за рубежом.
Предприятия финансово сильны
Есть еще две интересные тенденции, которые подтверждают стабильность предприятий. Во-первых, крупные компании используют сейчас лишь примерно 45% от предоставленного нами объема кредитной линии. Во-вторых, мы видим, что для проектов характерен высокий уровень соучастия самого заказчика. Например, стоимость проекта рижского Akropolis составляет примерно 177 миллионов евро, из них 40% вкладывает сама компания. Больше не редкость и такие сделки, в которых предприятия сами финансируют вплоть до 50% от стоимости покупки коммерческого объекта или другого реализованного проекта.
Доступность денег: предложение превышает спрос
Условия на рынке диктует клиент. Любое крупное предприятие в Латвии может считаться с тем, что за возможность предоставить заем будут бороться как минимум 3–5 банков. Решающее значение приобретает дополнительный сервис и его уровень: умение банка структурировать сделки, скорость принятия решений, способность углубляться в потребности клиента и находить лучшее решение. Стоимость ресурсов — это не единственный фактор, который определяет выбор банка, большое значение имеют отношения.
В корпоративном сегменте тоже появляются альтернативные способы финансирования. В Риге уже есть несколько проектов, где развитие многоквартирных зданий осуществляется за счет народного финансирования, то есть краудфандинга. Другие предприятия выбирают эмиссию облигаций. Это дороже, но зато подходит для рискованных бизнес-идей или диверсификации финансовых источников.
Определенно мы видим намного больший потенциал в эмиссии облигаций, как способе привлечения средств для развития предприятий. Для предприятия это означает также обязательство выполнить требование инвесторов о прозрачности, модели управлении и других стандартах хорошей практики
Самый серьезный вызов: рабочая сила. Но это здоровая проблема
Дефицит рабочей силы — здоровая проблема, поскольку она заставляет предпринимателей думать об эффективности и долгосрочности. Как мы можем поменять процессы, чтобы сделать больше с существующим числом работников? Какие есть альтернативы для приема новых работников — может быть автоматизация или дигитализация? Или, может быть, совершенно другой или более умный процесс? Смена бизнес-модели? В банке SEB, например, уже сегодня действуют роботы, которые быстро и эффективно выполняют рутинную работу в процессе обработки сделки. Следующий момент — как лучше удержать нынешних работников? Необходимо думать об имидже и репутации работодателя и мотивации работников. Далее: у нас 600 тысяч пенсионеров — как минимум часть из них хочет и может работать — используем это! Еще более 400 тысяч экономически неактивных жителей — люди трудоспособного возраста, которые сейчас не работают — используем! Умная миграция — сейчас средняя зарплата в стране достигнет 1000 евро в месяц. Как показывает опыт Эстонии, это тот порог, когда у жителей снижается мотивация уезжать, а те, кто уехал, все чаще начинают возвращаться. Поэтому проблема рабочей силы — здоровое напряжение, которое держит предприятие в форме!
Выводы
В развитие и конкурентоспособность нужно инвестировать. Как показывают исследования, латвийские предприятия в этой сфере отстают от уровня Эстонии и Литвы. Наши данные, например, показывают, что в этом году инвестиции в свой бизнес планируют 36% предприятий в Латвии, тогда как в Эстонии — 42%, а в Литве— 46%. Еще один факт: только 8% малых и средних предприятий в этом году собираются реализовать какие-то мероприятия в сфере дигитализации, в Эстонии это 19%, в Литве — 17%. Если мы не хотим отставать, то предприниматели должны двигаться вперед, развиваться и быть амбициозными в сфере экспорта. Мне трудно назвать отрасль, в которой инновации неактуальны, к тому же стоит считаться с тем, что и клиенты в Латвии становятся все более требовательными. Предприятия, которые не сумеют быть доступными на тех каналах, которым отдают предпочтение клиенты, не смогут быть конкурентоспособными.
Если говорим о кредитовании, то нынешний темп кредитования в сегменте предприятий здоровый и долгосрочный. Уроки, полученные во время предыдущего кризиса, не забыты.