Переориентация на поставки газа через Клайпедский терминал сжиженного природного газа (СПГ) возможна уже сейчас, сообщил в среду, 2 марта, заместитель госсекретаря Министерства экономики Латвии Эдийс Шайцанс.
Он подчеркнул, что Россия — не единственный поставщик газа в Латвию и сейчас существуют альтернативные возможности поставки газа.
Шайцанс сообщил, что мощность газификации Клайпедского СПГ-терминала составляет 40 тераватт-час (Твт·ч) в сезон. Потребление Литвы за сезон — 20 Твт·ч, Латвии — 10 Твт·ч, Эстонии — 5 Твт·ч.
«Вместе с тем переориентация на поставки через Клайпеду возможны уже сейчас и Калйпедский терминал может обеспечить потребление стран Балтии. Проблема сейчас в межсоединении между Литвой и Латвией, но уже ведется работа над повышением его пропускной способности», — сказал Шайцанс.
Он также сообщил, что мощность Клайпедского СПГ-терминала составляет 122 Гвт·ч в день, а пропускная способность межсоединения между Литвой и Латвией составляет 67 Гвт·ч в день.
Шайцанс указал, что операторы уже работают на увеличением пропускной способности, повышая давление на литовской стороне.
Это может быть сделано уже в текущем месяце.
В 2023 году, когда будет завершен проект ELLI, пропускная способность литовско-латвийского межсоединения достигнет 130 Гвт·ч в день, а это значит, что что можно будет использовать весь потенциал Клайпедского терминала
Кроме того, Шайцанс сообщил, что в мае начнет работу польско-литовское межсоединение с пропускной способностью 74 Гвт·ч в день в направлении Литвы и 58 Гвт·ч в день в направлении Польши.
По словам Шайцанса, проблематично обеспечение Финляндии газом в случае, если Россия прекратит поставки. Нынешняя мощность эстонско-финского межсоединения Balticconnector составляет 55 Гвт·ч и этот объем не может покрыть все потребление Финляндии.
Он также упомянул, что пропускная способность нынешнего газопровода из России в Латвию составляет 158 Гвт·ч в день. «Россия является довольно важным поставщиком для Балтии, но не нужно преувеличивать ее роль, и нужно иметь ввиду, что есть возможности получать газ через альтернативные пути. До сих пор определяющим был ценовой фактор», — сказал Шайцанс.
Он также сообщил, что техническая мощность Инчукалнского подземного газохранилища составляет 21,8 Гвт·ч и в нынешнем отопительном сезоне газохранилище было заполнено на 80%, что составляет около 17–18 Гвт·ч.
Сейчас запасы газа в хранилище составляют 5,4 Гвт·ч, но уже 26 февраля начата закачка газа, хотя обычно это процесс начинается в мае.
Сейчас Минэкономики совместно с комиссией по регулированию общественных услуг работают и над отменой тарифа за хранение газа. Шайцанс пояснил, что отмена тарифа позволит торговцам не выкачивать излишки газа в конце сезона из Инчукалнского газохранилища, а оставлять их в нем до следующего сезона.
На вопрос главы комиссии Вячеслава Домбровского, поддерживает ли Минэкономики строительство СПГ-терминала в Латвии, Шайцанс ответил, что если какой-либо частный инвестор видит такую бизнес-перспективу, это возможно. При этом Шайцанс добавил, что государству не следует вступать в такой проект. «Верно и планомерно используя нынешнюю инфраструктуру, потребление газа в Балтии можно обеспечить уже сейчас. Строительство дополнительных мощностей должен кто-то оплачивать. Скорее всего, это будут местные потребители. Поэтому Минэкономики работает над тем, как максимально использовать имеющуюся инфраструктуру», — сказал Шайцанс.