В наши дни туризм — это гипермобильная индустрия, которая очень тесно связана с глобальной экономикой. Поэтому ведущие специалисты туристической индустрии и ученые признают, что потенциальное влияние политических кризисов и кризисов безопасности будет расти и в плане частоты, и в плане объема, отмечает руководитель кафедры туризма и гостеприимства в высшей школе бизнеса Turība, профессор Майя Розите.
Она отмечает, что туристический спрос чувствителен к политическому насилию и терактам, поскольку для туристов важна спокойная обстановка в выбранной стране. Среди важнейших факторов риска, препятствующих путешествованию, — война и политическая нестабильность, криминогенная ситуация, терроризм и природные катастрофы.
После теракта объемы туризма падают на 20%
Влияние терактов на туристическую индустрию становится все больше, ведь терроризм признан крупнейшей угрозой 21-го века. Если в 90-е годы мы говорили о влиянии терроризма в основном в отдельных странах (в Испании, Северной Ирландии, Египте), то после теракта 11 сентября 2001 года стали обсуждать глобальное влияние таких событий. После теракта 11 сентября туристической спрос в мире снизился на 10%, а в США — на 20%, причинив убытки в размере 105 млрд долларов США (Goodrich, 2001).
В результате политического кризиса и терроризма очень сильно пострадала египетская туристическая индустрия. Число иностранных туристов в этой стране уменьшилось на треть — с 14,1 млн в 2010 году до 9,3 млн в 2015-м.
Один теракт отпугивает примерно 140 000 потенциальных туристов
К сожалению, целями терактов зачастую становятся места большого скопления людей, а именно, туристов. Проведенное в Испании исследование показало, что один теракт отпугивает примерно 140 000 потенциальных туристов, рассказывает Розите.
Влияние каждого конкретного теракта можно анализировать в разных плоскостях — как он повлиял на конкретное туристическое место, на местную экономику и повседневную жизнь, на соседние страны, на регион в целом, на входящий и исходящий туристические потоки. Как показывают исследования, влияние терактов везде разное.
Туристическая индустрия может восстановиться за 6-12 месяцев
Есть страны, которые традиционно считаются безопасными и в которых отдельный теракт окажет лишь кратковременное влияние. Подсчитано, что в отдельных случаях, когда теракты не повторяются, туристическая индустрия может восстановиться за 6-12 месяцев. После терактов на Бали в 2002 году правительство Индонезии потратило 200 млн долларов США на стимулирование туризма, и туристической индустрии понадобилось два года, чтобы вернуться на докризисный уровень (Pambudi, McCaughey and Smyth, 2008). В странах, которые ассоциируются с политическими и религиозными группами повстанцев и в которых традиционно высокий уровень террористической угрозы, например Израиль и Пакистан, туристическая индустрия адаптировалась к этой обстановке, и отдельные случаи не оказывают существенного влияния. Потенциальные туристы этих стран не считают теракт долгосрочной угрозой.
Снижается туристический поток в Европу
Влияние брюссельских терактов на мировую туристическую индустрию будем ощущать и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. Во-первых, снизится туристический поток в Европу. Уже сейчас азиатские путешественники все больше предпочитают путешествовать в своем регионе. Во-вторых, отменяются запланированные поездки и в Бельгию, и в другие страны, особенно в те, где большая доля мусульман и высокий уровень угроз, например в Турцию. В-третьих, мы будем ощущать финансовые последствия, поскольку страны и компании будут больше инвестировать в меры безопасности, что, в свою очередь, приведет к подорожанию услуг. В-четвертых, будет усилен контроль безопасности, и поэтому больше времени будем проводить в аэропортах, на границах при прохождении пограничного контроля и т. д., комментирует профессор.
Местный туризм как альтернатива
Анализ кризисных ситуаций показывает, что они дают немало возможностей туристической индустрии. Доказано, что туризм — это относительно гибкий вид деятельности. При нарастании политической нестабильности и рисков развивается местный туризм, который может компенсировать снижение потока иностранных туристов.
По мнению Розите, Латвия как страна с низким уровнем угрозы терактов может заменить небезопасные регионы и города в Европе. По прогнозам, европейцы будут меньше отправляться в дальние поездки, отдавая предпочтения соседним странам и тем местам, куда можно добраться на машине.
Латвийским туристическим фирмам и СМИ следует развернуть рекламные кампании о преимуществах нашей туристической индустрии, говорит Розите. Она добавила, что Латвия — безопасная страна, у нас качественные и разнообразные туристические продукты и относительно низкие цены. Страна с хорошей репутацией считается надежным местом для инвестиций, ведения бизнеса и отдыха.
Ref:103.112.112.3974