Большинство домохозяйств (74,7%) планирует свой бюджет. Количество таких семей по сравнению с осенью с прошлого года увеличилось на 0,3%, а по сравнению с прошлым летом – на 2,3%. При этом количество семей, не планирующих свой бюджет, составляет 23,4%. Таковы результаты нового исследования «Компас розничной торговли Maxima».
Наиболее часто расходы планируют семьи с детьми возрасте до 18 лет. Таких семей на 4,9% больше, чем тех, в которых нет детей в возрасте до 18 лет. На основании данных ранее проведенных исследований «Компас розничной торговли Maxima» можно сделать вывод, что летом жители меньше озабочены планированием семейного бюджета, чем в остальные периоды года, когда забота о расходах становится более актуальной.
Среди всех опрошенных наиболее озабочены своими расходами жители Видземе (28%) и Риги (27%), наименее – жители Земгале (15%). Планирование расходов наиболее свойственно жителям со средне-низкими и низкими доходами, жителям в возрасте от 25 до 34 лет, имеющим высшее образование (27%), а также жителям в возрасте от 64 до 74 лет (30%).
«С планированием бюджета часто связаны дорогие покупки. В течение года возросло количество жителей, планирующих покупку дорогих вещей, это может быть тесно связано со снижением НДС на овощи, фрукты и ягоды, типичные для Латвии, поскольку люди смогли сократить расходы на основные товары, следовательно больше денег можно потратить на более дорогие товары», – отмечает директор Департамента бизнес-аналитики Maxima Latvija Зане Кактиня. В январе 2018 года 91% жителей планировали более дорогие покупки (что на 3,1% больше по сравнению со средним результатом предыдущих исследований).
Наиболее часто дорогие покупки планируют женщины, люди в возрасте от 18 до 34 лет, а также домохозяйства, насчитывающие более четырех человек. Наиболее часто жители совершают дорогие покупки на ранее накопленные деньги (53,1%). Этот вывод подтверждают и результаты предыдущих исследований. В течение года накопление денег для приобретения дорогих вещей стало явлением, наиболее характерным для мужчин. Примерно половина женщин (50,4%) приобретает только те товары, которые можно оплатить из денег, предназначенных для повседневных расходов. Они не создают для этого накоплений и не берут деньги в долг. Женщины немного более, чем мужчины, склонны приобретать дорогие вещи, оформляя получение кредита на месте покупки, а также брать кредиты у небанковских кредитодателей (т.н. быстрые кредиты).
Исследование было проведено в сотрудничестве с Центром исследований рынка и общественного мнения SKDS в январе 2018 года – в нем приняло участие 1005 респондентов в возрасте от 18 до 74 лет.