Линас Егелевичус специально для BNN
В новейшем глобальном Индексе восприятия коррупции (англ. Corruption Perceptions Index, CPI) 2021 от международной антикоррупционной организации Transparency International Литва среди 180 стран заняла 34-е место. Проанализируем, как Литве удалось улучшить показатели по сравнению с 2020 годом и какие улучшения необходимы, чтобы в крупнейшей стране Балтии жители и бизнесмены не сталкивались с коррупцией и не впадали в соблазн дать кому-нибудь взятку.
«Результаты CPI свидетельствуют о том, что мы медленно движемся в верном направлении. С вступлением в силу нового Закона о борьбе с коррупцией в этом году у нас появилась возможность ускориться в сторону более прозрачных стран мира» — прокомментировал исполнительный директор литовского отделения Transpartency International (TIL) Сергей Муравьев.
В то же время депутат курортного города Паланга Евгений Симут отметил, что вопрос коррупции во всей Литве все еще стоит довольно остро.
Значительно лучше, чем в 90-е
«Говоря об общей картине, стало гораздо лучше, чем в период тех закупок в стиле Дикого Запада в начале 1990 годов, когда победителей конкурсов выбирали местные бандиты еще задолго до начала официальной процедуры. В любом случае, ситуация могла бы быть и гораздо лучше. Улучшения происходят наряду с переводом государственных услуг в цифровой формат — чем меньше очных контактов [с должностными лицами — Л. Е.], тем прозрачнее становятся сделки. Однако коррупция все же укоренилась в нашем обществе, поскольку многие до сих пор считают, что дела можно делать проще и быстрее, если привлечь подходящее должностное лицо», — сказал муниципальный политик в беседе с порталом BNN.
По мнению Симута, работающего в самоуправлении курортного города с населением 18 200 человек, взяточничество в Литве особенно распространено в малых муниципалитетах.
«Они меньше и более провинциальны — тем распространеннее проявления коррупции. В некоторых таких самоуправлениях работают целыми семьями»,
— отметил депутат думы Паланги.
Индекс восприятия коррупции — одно из самых известных международных антикоррупционных исследований, в котором страны и территории ежегодно выстаиваются в соответствии с тем, насколько эффективно они способны бороться с коррупцией. Оценка государства или территории в этом индексе отражает уровень восприятия коррупции по шкале от 0 до 100. Ноль означает, что страна считается крайне коррумпированной, а 100 — что она воспринимается как весьма защищенная от коррупционных действий и сделок. Уровень коррупции в общественном и правительственном секторе в ходе опросов оценивают эксперты и главы предприятий.
Исполнительный директор литовского отделения Transpartency International (TIL) Сергей Муравьев поделился с BNN своим видением. «Главный вызов этого десятилетия — ограничения коррупции, однако это возможно только при прозрачной политике и публичном секторе, с открытыми данными и с участием жителей в принятии решений. Я хотел бы, чтобы государство и руководители частного сектора брали на себя больше инициативы, показывая хороший пример в своих организациях».
Lasiet arī: Būvniecības izmaksas Igaunijā gada laikā augušas par 14,7%
С ним согласен и депутат Палангской думы, который подчеркнул, что лучшее «лекарство» от коррупции — участие жителей и работа СМИ.
«Я хотел бы, чтобы наше гражданское общество было сильнее и смелее в отношении углубления в вопросы процедур закупок местного уровня. Мало кто всерьез углубляется в это, а чрезмерная заинтересованность в большинстве случаев приводит к контрреакции», — сказал Симут BNN.
По словам депутата самоуправления Паланги, все политики больше всего боятся публичного освещения. «К сожалению, нередко [литовские] СМИ необъективны. Позиция принятия какой-либо из сторон не помогает бороться с коррупцией», — отметил депутат Палангской думы.
По его наблюдениям, в Литве особенно большие коррупционные риски наблюдаются в отрасли строительства и в здравоохранении.
«Процедуры выдачи строительных разрешений постоянно «раздуваются» и исправляются, что указывает на то, что это делается с целью подведения их под конкретные проекты. Я говорю о ситуации в Литве в целом, а не в одном конкретном самоуправлении», — сказал Симут.
«Многие литовцы перед началом [медицинской] операции до сих пор приходят к врачам с конвертами. Можно не объяснять их содержимое. Такова реальность», — сказал политик.
По-прежнему одна из наиболее коррумпированных стран в ЕС
В Мировом барометре коррупции 2021, опубликованном прошлой весной, отмечалось, что примерно каждый пятый (19%) житель Литвы, посещающий медучреждение, признавался, что давал взятку, а каждый четвертый (25%) признались, что по крайней мере однажды воспользовались личными связями.
По оценке Transparency International, по уровню взяточничества в системе здравоохранения Литва по-прежнему остается одной из наиболее коррумпированных стран ЕС.
Любопытно, что Румыния — единственное государство ЕС, в котором уровень взяточничества в здравоохранении еще выше, чем в Литве. Например, в Дании лишь 1% опрошенных признались, что давали взятку медработникам, в Эстонии — 2%, а в Латвии и Польше — по 10% опрошенных.
Что касается улучшения ситуации, тут следует отметить, что за четыре года общий уровень взяточничества в литовском публичном секторе снизился на семь процентов (с 24% в 2016 году до 17% в 2020 году).
Сейчас самый высокий уровень взяточничества отмечается в Румынии (20%), Болгарии (19%), Венгрии и Литве (по 17%). Самый низкий уровень взяточничества зафиксирован в Дании, Финляндии и Швеции (1%), тогда как средний показатель по ЕС составляет семь процентов, свидетельствуют данные Transparency International.
«Жаль, что объем взяточничества в секторе здравоохранения не позволяет Литве, наконец, освободиться от советского наследия. Если мы справимся с этой проблемой, то сможем приблизиться по уровню к нашим северным соседям, которые почти совсем не дают взятки. Я считаю это одной их главных антикоррупционных задач нынешнего правительства, а в особенности — Министерства здравоохранения», — сказал исполнительный директор TIL Муравьев.
Коррупционное «дело века»
В конце 2021 года литовская прокуратура объявила виды наказание, которое она потребует с обвиняемых по одному из коррупционных дел, названному «делом века». Прокуроры считают, что Раймондасу Курлянскасу — бывшему вице-президенту одной из крупнейших литовских групп предприятий MG Baltic, обвиняемому во взяточничестве и торговле влиянием, — полагается тюремный срок на шесть лет и шесть месяцев. Политика Элигиюса Масиулиса — бывшего лидера представленного в правительстве Литвы и в Вильнюсской думе «Либерального движения» — следует приговорить к семи годам тюремного заключения.
Какое решение примет суд, покажет время.